Человек, умеющий удерживать в памяти такие формулы, стоит в этом отношении выше других, и потому одной из главных задач учителя всегда должно бы быть сообщение их ученикам.
В заключение я должен сказать несколько слов о том, чем пополнились в последнее время наши сведения о памяти благодаря исследованиям, произведенным в психологических лабораториях. Многие лица, страстно преданные идее научного исследования детской природы с помощью точных аппаратов, предпринимают тщательные измерения элементарных способностей у детей; из таких способностей очень легко производить измерения той, которую можно назвать непосредственной памятью. Для этого надо только показывать ребенку ряд букв, слогов, фигур, рисунков или каких-нибудь других предметов (например фотокниги) с промежутками в одну, две, три секунды или больше или произносить перед ним ряд слов с такими же промежутками, и затем посмотреть, насколько полно он может воспроизвести этот ряд непосредственно после окончания опыта или спустя 10, 20, 60 секунд, а также через больший промежуток времени. На основании результатов этого опыта учеников можно разделить на группы по силе памяти, и некоторые лица думают даже, что учительнице следует видоизменять способы обучения отдельных детей в зависимости от того, насколько сильна или слаба обнаруженная ими память.
Здесь я могу только повторить то, что высказал, когда говорил о внимании: человек — слишком сложное существо для того, чтобы можно было получить представление о его действительных духовных силах посредством измерения какой-нибудь одной его способности, взятой отдельно от всего живого целого. Нам едва ли придется когда-нибудь в действительной жизни производить нечто вроде описанного выше опыта, где мы имеем дело с бессмысленными предметами, не стоящими друг к другу ни в каком логическом отношении и не имеющими вне рамок опыта никакого практического значения. В действительной жизни наша память всегда служит какому- нибудь интересу: мы помним те вещи, которые имеют для нас значение или которые связаны с другими вещами, имеющими значение для нас; и ребенок, обнаруживший в опыте самую слабую память, может в действительности отлично помнить вещи благодаря сильному увлечению каким-нибудь предметом и благодаря логической связи, в которую он приводит то, что ему приходится переживать. Такой ребенок может, в общем, успевать в школьных занятиях гораздо лучше, нежели какой-нибудь попугай, занимающий первое место в составленном с «научной точностью» списке.