То, что ребенку удается увильнуть от выполнения родительских требований, вне зависимости от того, насколько долговременным будет его успех, увеличивает вероятность того, что в следующий раз ребенок поступит аналогичным образом. Чем настойчивее родитель будет заставлять ребенка выполнить неприятное задание, тем энергичнее может сопротивляться ребенок. Сопротивление ребенка может со временем войти у него в привычку и принять такие масштабы, что родитель, действуя по привычке, тоже начнет постоянно уступать ребенку. Таким образом, ребенок на практике усваивает, что негативное поведение приводит к успеху. Похожим образом и родитель может приобрести агрессивные или принуждающие формы поведения по -отношению к ребенку. Родитель может добиться временного успеха и заставить непослушного ребенка повиноваться, прибегая к крику, угрозам или физической агрессии. Если родителю это удается, то его поведение по отношению к ребенку получает отрицательное подкрепление, так как, используя такую форму поведения, ему удается избежать неприятной ситуации, вызванной неповиновением ребенка. Таким путем образуется замкнутый круг семейного принуждения. Со временем этот круг принуждения расширяется и может распространиться за пределы семьи — на школу и ближайшее социальное окружение. Ребенок уже усвоил, что агрессивное/антисоциальное поведение «срабатывает» в тех случаях, когда приходится решать социальные проблемы. Хотите создавать уникальный дизайн ногтей? Запишитесь на курсы маникюра на Таганской. Опытные преподаватели помогут освоить технику с нуля.
Паттерсон помещает нарушение практики позитивного воспитания детей в центр теории принудительного семейного процесса. В семьях агрессивных/асоциальных детей родители перестают устанавливать правила, регулирующие поведение детей в доме, не интересуются, где и с кем они проводят свое свободное время вне дома, не используют подходящих методов убеждения и не применяют постоянных и последовательных воспитательных мер в качестве реакции на негативное поведение своих детей. Семейные/контекстуальные переменные также играют роль в ослаблении практики позитивного воспитания детей. Таким образом, объясняя формирование агрессивного и антисоциального поведения у детей и подростков, теория принудительного семейного процесса рассматривает в комплексе все переменные, связанные с ребенком, родителями, семьей и внешней средой.