Принципы создания предметно-пространственной среды в Лекотеке
13.02.2013 г.
Выступление учителя-дефектолога лекотеки ГБОУ ЦРР д/с № 26 Мареевой С.А.
Наша лекотека открыта с февраля 2007 года.
В настоящее время ее посещают 50 воспитанников, 39 из которых имеют статус инвалида. Это дети с различными вариантами поражения ЦНС, сенсорными дефектами, нарушениями аутистического спектра, генетическими синдромами, задержками развития, осложненными тяжелым соматическим состоянием.
С детьми работают психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги, специалисты по адаптивной физической культуре, музыкально-ритмической деятельности, художественно-эстетическому воспитанию.
Наша лекотека сейчас функционирует в отдельном от сада помещении и имеет физкультурный и музыкальный залы, кабинеты логопеда, дефектолога, зону для изобразительной деятельности, учебный класс, игровую и сенсорную комнаты, гончарную мастерскую.
Создание предметно-пространственной среды в лекотеке имеет свои особенности, обусловленные теми диагнозами, с которыми мы работаa>ем. А именно: дети с тяжелыми двигательными нарушениями требуют наличия стационарного специального оборудования (пандусов) и переносного (ходунков, вертикализаторов, специальных столов и стульев). Для детей с сенсорными нарушениями в зонах доступа находятся сенсорные стимулы, по которым ребенок ориентируется, где он находится (например, колокольчик при входе для слепых детей). Для детей-аутистов важно, наоборот, отсутствие игрушек в свободном доступе, а также отсутствие декоративных элементов на стенах в кабинетах, которые или отвлекают детей от основной текущей деятельности или являются провокацией излишней активности. Кроме того, для ориентации ребенка в правилах поведения в учреждении, а также в последовательности смены видов деятельности нами используется карточки со знаковыми изображениями.
Мы учитываем и дополняем общепринятые принципы построения среды. Мы не будем перечислять их все, приведем лишь некоторые примеры.
При построении среды принцип дистанции позиции во взаимодействии ориентирован не только на возможность позиции «глаза в глаза», но и на возможность нахождения родителя во время работы вместе с ребенком в позиции «рядом» или «за спиной».
Мебель в кабинетах носит организующий характер и формирует представление о той деятельности, в которую предстоит включиться ребенку.
В кабинетах специалистов должно быть визуально объедненное игровое пространство. Игровой материал не находится в поле зрения ребенка, а предлагается педагогом порционно на разных этапах работы в зависимости от задач.
Кроме того, среда должна предусматривать и возможность работы педагога с ребенком вообще без игрового оборудования (например, в работе нейропсихолога).
Максимально насыщенная игровая среда только в игровой комнате, которая используется нами или в диагностических сеансах, или в работе игрового педагога, или на этапе свободной игровой деятельности групповых сеансов.
Очень важно, что при организации работы лекотеки мы имели возможность приобретать оборудование самостоятельно, исходя из потребностей и запросов конкретных специалистов. Поэтому наряду с традиционным (таким, как, например, сенсорная комната, которая необходима для релаксации или поощрения детей), мы используем и узкоспециализированное функциональное оборудование. Приведем примеры.
Наш специалист по адаптивной физической культуре имеет опыт реабилитационной работы с использованием многофункционального тренажера Бубновского. Поэтому нами было принято решение о включении его в работу лекотеки (как для детей, так и для родителей).
Социальный педагог лекотеки имеет навык работы на гончарном круге. Поэтому мы оборудовали гончарную мастерскую, где установили два круга: на одном из которых работает педагог с ребенком, на другом, по возможности, родитель.
Кроме этого, на этапе адаптации ребенка к учреждению или в случае длительного пропуска занятий, одной из форм работы лекотеки являются дистанционные игровые сеансы. Соответственно, должно быть оборудование, с помощью которого это возможно осуществить: компьютер с подключенным высокоскоростным интернетом и вебкамера (такое же оборудование необходимо и ребенку дома). С его помощью мы можем подключиться к групповому игровому сеансу, где педагог также обращается к отсутствующему ребенку, или проводить индивидуальный сеанс, в котором участвуют педагог и ребенок с родителем.
Важно отметить, что в организации работы лекотеки важен неформальный подход. И вся среда (вплоть до мелкого игрового оборудования) будет подчинена индивидуальным особенностям воспитанников учреждения.