Цель практического занятия: познакомить стажеров с семинаром с элементами тренинга, как одной из форм организации встреч в семейном клубе.
1. Вступительная часть.
Беседа об организации семинара с элементами тренинга для родителей детей подготовительной к школе группы в семейном клубе; целях мероприятия.
Цель семинара: акцентировать внимание родителей на мотивационной сфере готовности ребенка к школе, показать роль родителя в формировании этой сферы.
2. Основная часть.
Семинар с элементами тренинга для родителей детей подготовительной к школе группы. « У порога школы»
1. Приветствие:
Цель: установление контакта, формирование положительного настроя.
2. Презентация и беседа «Как вырастить успешного ученика» (см. презентацию)
Цель: дать родителям представление о составляющих готовности ребенка к школьному обучению; снижение тревожности, связанной с подготовкой детей к школе.
3 Упражнение «Ассоциация».
Цель: актуализировать детские чувства родителей, связанные со школой.
4. Упражнение «Что мы говорим детям о школе?»
Цель: помочь родителям осознать образ школы, который мы формируем у детей.
5. Упражнение «Знакомство с рисунками детей школа».
Цель: Осознание родителями уже сформированного у ребенка образа школы.
6. Мини лекция.
Формирование у детей объективного образа школы и сила родительского внушения.
Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, влияет на развитие собственного образа. "Я" и отношения к себе у ребенка. Свой образ и отношение родители транслируют ребенку либо в прямой словесной форме, либо в косвенной форме – в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Они делают это либо сознательно, с воспитательными целями, либо неосознанно.
Анализ жалоб и проблем, с которыми родители обращаются в Консультативный центр психологической помощи семье, показывает, что важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребенке и одновременно являющимися объектом их внушающего воздействия, являются:
1) волевые качества ребенка, его способность к самоорганизации и целеустремленности,
2) дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание, подвластность ребенка родительскому авторитету,
3) моральные качества – доброта, правдивость,
4) интересы, прежде всего интерес к учебе
5) способности – "ум", память.
Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными (ребенку внушается, что он ответствен, добр, умен, способен), так и отрицательными (груб, неумен, неспособен).
«Ко всему относится пренебрежительно, все вокруг пустяк»
«Когда он приходит с гулянья, вид у него такой, что мне кажется, что все мамы показывают на него пальцами и говорят, что с такими детьми играть нельзя».
«Эта ужасающая медлительность, все время приходится подгонять»
«Не умеет драться, защитить себя, отстоять свои интересы»
«Я проверяю каждый его шаг, выслушиваю кучу жалоб и начинаю ему внушать правильные идеи»
«С ней можно поговорить абсолютно обо всем, она все понимает»
«Для своих лет он очень сильный и крепкий... в поездке на велосипедах делал все на уровне с отцом»
«Она женственна, во всех проявлениях»
Транслированные в самосознание ребенка в виде "называния вещей своими именами", родительских "приговоров" эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу.
Принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное, поведение родителей с ребенком способствует самоприятие ребенка.
Отвергающее (неприязненное, пренебрегающее, неуважительное) поведение приводит к неприятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности.
В.В.Столин
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
М.: Издательство Московского Университета, 1983
7. Упражнение «Экзамен»
Цель: Осознание родителями влияния их слов на ребенка.
8. Упражнение «Мой первоклассник»
Цель: эмоциональная разрядка, создание родителями положительного образа своего ребенка – ученика.
9. Просмотр презентации-интервью «Зачем надо идти в школу?»
10. Подведение итогов. Обратная связь Обсуждение итогов тренинга.
3.Обсуждение со стажёрами практического занятия.
Подробнее о содержании каждого упражнения семинара с жлементами тренинга можно прочитать в нашей книге «Детско – родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы», вышедшая в серии «Библиотека журнала «Управление ДОУ». ТЦ «СФЕРА», Москва, 2012г. Авторы составители: Попова Л.Н., Гонтаревкая М.Н., Киселёва М.О.
Для успешной учебы в школе необходимо: здоровье, кругозор, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
Семь заповедей для родителей:
Чётко определите для себя и постарайтесь объяснить ребёнку стоящие перед ним цели и задачи, пути достижения желаемого. Узнайте мнение ребёнка. Не забывайте, он проживает свою жизнь, а не повторяет жизнь родителей.
Объясняйте и требуйте кратко и корректно, не углубляясь в пространные и длинные примеры.
Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Укажите ребёнку на ошибку. Дайте сразу же оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Не принимайте воспитательных воздействий в состоянии раздражения, в плохом настроении.
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный шаг, обязательно объясняя своё удовольствие. Хвалите хорошо сделанную работу.
Будьте твёрдыми в своих требованиях, но добрыми и чуткими.