Организация деятельности стажировочной площадки «Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ»
Групповые формы:
Название мероприятия
Форма проведения
«Вариативная модель организации современного ДОУ, как средство эффективной адаптации ребенка»
круглый стол
«Взаимодействие с семьями воспитанников – необходимое условие комфортной адаптации детей в ДОУ»
«Взаимодействие с семьей в условиях лекотеки»
«Психолого-педагогичечкое сопровождение семьи при подготовке ребенка к школе»
«Взаимодействие с семьей при вхождении ребенка в ДОУ»
семинар с мастер-классами
мастер-класс
мастер-класс
мастер-класс
«Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ»
Итоговая конференция
Индивидуальные и подгрупповые формы:
Модуль
Педагог-мастер
«Взаимодействие с семьей – необходимое условие комфортной адаптации детей в ДОУ»
Педагог-психолог
Попова Лариса Николаевна
«Комфортная адаптация ребенка через организацию проектной деятельности в ДОУ»
Старший воспитатель
Аверина Наталия Леонидовна
«Особенности адаптации к социуму детей с ограниченными возможностями здоровья»
Руководители структурного подразделения лекотека Морина Елена Юрьевна и Дрождина Елена Николаевна
«Игра, как средство комфортной адаптации ребенка раннего возраста»
Старший воспитатель ЦИПР Гонтаревская Марина Николаевна
«Активизация речевой деятельности детей в период адаптации»
Учитель-логопед
Горчакова Ольга Евгеньевна
«Создание благоприятных предпосылок для адаптации детей в школе»
Старший воспитатель
Киселева Марина Олеговна
«Организация работы вариативной модели ДОУ, обеспечивающей комфортную адаптацию детей»
Заведующая ГБОУ г. Москвы ЦРР – детского сада №26
Селис Маргарита Андреевна
Дистанционные формы:
Обновление и пополнение электронной библиотеки по проблеме адаптации;
Размещение материалов для родителей и педагогов по проблеме адаптации детей на сайте ДОУ и Департамента образования;
Консультации онлайн, е-mail и т.д.
Учебная программа стажировочной площадки «Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ».
Модуль 1. Взаимодействие с семьей – необходимое условие комфортной адаптации детей в ДОУ Педагог-мастер: педагог-психолог ГБОУ г. Москвы центра развития ребенка детского сада №26 Попова Лариса Николаевна.
Введение.
Детский сад — первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. И одной из основных задач дошкольного учреждения является создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка. Федеральные государственные требования к психолого-педагогическому обеспечению программы ДОУ указывают на необходимость единства всех участников воспитательно-образовательного процесса при формировании компетенций ребенка.
А. Н. Леонтьев подчеркивал, что из всего многообразия окружающего мира, так или иначе влияющего на ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения», в который входят родители и другие близкие люди. В исследованиях В. С. Мухиной, С. Ю. Мещеряковой, Е. О. Смирновой, Н. Н. Авдеевой и других было показано, что психическое развитие ребенка, оторванного от семьи подвергается деформации. И напротив наиболее широко проявлять свои возможности по исследованиям Ю. П. Азарова, И. В. Гребенникова, А. Г. Харчева ребенку позволяет именно семья. Таким образом, можно говорить о том, что наибольшее значение в развитии маленького ребенка имеет семья. Поэтому очень важной существенной стороной работы ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Построение такого взаимодействия в целях полноценного развития каждого ребенка – это один из источников, который позволит эффективно решать задачи, стоящие перед ДОУ. Необходимо организовать эффективную профессиональную коммуникацию, т. е. психологическое просвещение семьи, партнерское сотрудничество педагогов и родителей, которое будет способствовать формированию осознанного родительства и активного участия семьи в воспитательно-образовательном процессе. Детско-родительский клуб в дошкольном учреждении может стать именно тем фактором, который позволит нам обеспечить такое взаимодействие.
Детско-родительский клуб позволяет решать задачу дифференцированного подхода к взаимодействию с различными группами родителей, учитывая особенности домашнего воспитания, структуру семьи, специфику развития детей и многое другое.
Клубная работа объединяет родителей, детей и педагогов. Детско-родительские занятия способствуют гармонизации детско-родительских отношений, помогают родителям осознать развивающее значение детской игры, а также необходимость участия взрослого в деятельности ребенка.
Клуб позволяет организовать общение родителей друг с другом и с педагогами. Решение проблемных жизненных ситуаций, как подчеркивает И. В. Дубровина, делает эффект от психологического просвещения больше. Семинары и тренинги в клубе позволяют ставить такие проблемы перед участниками.
В детском саду контакт с родителями, по сравнению с другими образовательными учреждениями, наиболее тесный. Это может дать определенное преимущество при построении партнерских отношений между педагогами и семьей и обеспечить детям в ДОУ наиболее благоприятные условия для развития и адаптации.
Категория слушателей.
Данная программа рассчитана на слушателей стажировочной площадки. Программа способствует активизации творческой деятельности слушателей стажировочной площадки, обогащению инструментария для взаимодействия с семьей, а также позволяет осуществлять партнерскую поддержку и дает новый импульс для профессионального роста. 3. Цель курса.
Целью данной программы является распространение и обобщение опыта работы по построению взаимодействия с семьей в условиях ДОУ с целью комфортной адаптации детей, повышение профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования города Москвы.
4. Задачи программы.
Знакомство педагогов системы дошкольного образования города Москвы с особенностями организации взаимодействия с семьей в целях обеспечения комфортной адаптации ребенка в ДОУ, с технологией «клубная работа с семьей».
Поддержка и активизация творческой деятельности педагогов системы дошкольного образования города Москвы..
Обмен опытом и расширение инструментария для взаимодействия с семьей в условиях ДОУ.
Выработка конкретных способов организации работы клубов, в зависимости от потребностей отдельных групп родителей и дошкольного учреждения.
5. Тематическое планирование
Дата
Тема
Форма проведения
Всего часов
«Организация взаимодействия с семьей в ДОУ. Детско-родительский клуб» Цель: познакомить педагогов со способами организации клубной работы в ДОУ.
Подгрупповая консультация
2 часа
«Игра, как средство адаптации ребенка» Цель: дать представление о возможностях игры в построении взаимодействия ДОУ и семьи.
«Система взаимодействия с семьей при подготовке ребенка к школе» Цель: расширение представлений о способах выстраивания системы психологической поддержки семьи при подготовке ребенка к поступлению в школу.
Подгрупповая консультация
2 часа
ВСЕГО:
8 часов
6. На что ориентирован курс.
активизация сотрудничества участников программы для дальнейшего обмена опытом работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников;
повышение научной компетентности и практических навыков педагогов в области адаптации ребенка в ДОУ;
составление практических рекомендаций для педагогов ДОУ по организации детско-родительских клубов;
обобщение опыта работы участников программы по организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Модуль 2. Комфортная адаптация детей в ДОУ через организацию проектной деятельности Педагог-мастер: старший воспитатель ГБОУ г. Москвы центра развития ребенка детского сада №26 Аверина Наталия Леонидовна
1.Категория слушателей.
Данная программа рассчитана на слушателей стажировочной площадки. Программа способствует активизации творческой деятельности слушателей стажировочной площадки, обогащению инструментария по организации проектной деятельности в ДОУ, а также позволяет осуществлять партнерскую поддержку и дает новый импульс для профессионального роста.
2. Цель курса.
Целью данной программы является распространение и обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с целью комфортной адаптации детей в ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования города Москвы.
3. Задачи программы.
Поддержка и активизация творческой деятельности педагогов системы дошкольного образования города Москвы..
Обмен опытом и расширение инструментария по организации проектной деятельности в ДОУ
4. Тематическое планирование
Дата
Тема
Форма проведения
Всего часов
«Система методической работы по организации проектной деятельности в ДОУ»
Цель: познакомить слушателей с системой организации проектной деятельности в ДОУ
Подгрупповая консультация
2 часа
«Семейные проекты, как средство комфортной адаптации детей в ДОУ»
Цель: познакомить слушателей с эффективными формами взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующими комфортной адаптации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.
Подгрупповая консультация
2 часа
«Метод проектов, как средство патриотического воспитания дошкольников»
Цель: обмен опытом
Мастер-класс
1 час
ВСЕГО:
5 часов
Модуль 3. Особенности адаптации к социуму детей с ограниченными возможностями здоровья. Руководители лекотеки Морина Елена Юрьевна и Дрождина Елена Николаевна
Тематическое планирование
Дата
Тема мероприятия
Форма проведения
Всего часов
«Интегрированные занятия как ступень социализации воспитанников лекотеки»
Цель: трансляция опыта работы лекотеки «Растем вместе».
Открытые занятия для мини-групп
13,5 ч.
(по 1,5 ч.
в течение 9 месяцев)
«Проблемы взаимоадаптации общества и детей с ОВЗ и пути их решения»
Цель: обмен опытом.
Круглый стол (в режиме обсуждения)
2 ч.
«Развитие педагогической компетентности и социальной мотивации родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Цель: обмен опытом.
Круглый стол (в режиме обсуждения)
2 ч.
«Аспекты комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: педагогические, социальные, медицинские».
Лекция
2 ч.
Всего:
18,5 часов
Модуль 4. «Игра, как средство комфортной адаптации ребенка раннего возраста» Педагог-мастер: старший воспитатель ЦИПР ГБОУ г. Москвы ЦРР - детского сада №26 Гонтаревская Марина Ниолаевна.
1.Введение.
Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности и, конечно же, его адаптации. Значение игры нельзя переоценить. Она является главным занятием детей и основой их развития.
Это, прежде всего, школа общения, познания мира и самого себя. В ней происходит развитие физических и духовных способностей, она подготавливает детей к жизни, к труду, и является инструментом к комфортной адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.
2. Категория слушателей.
Данная программа рассчитана на слушателей стажировочной площадки. Программа способствует активизации творческой деятельности слушателей стажировочной площадки, обогащению инструментария для игрового взаимодействия с детьми раннего возраста, а также позволяет осуществлять партнерскую поддержку и дает новый импульс для профессионального роста. 3. Цель курса.
Целью данной программы является распространение и обобщение опыта работы по игровому взаимодействию с детьми раннего возраста с целью их комфортной адаптации в ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования города Москвы.
4. Задачи программы.
Познакомить педагогов системы дошкольного образования с одной из вариативных моделей комфортной адаптации детей к ДОУ.
Научить:
выстраивать взаимодействие педагогов с семьями детей раннего возраста в целях обеспечения комфортной адаптации ребенка;
организовывать предметно-развивающую среду в Центре игровой поддержки ребенка;
выстраивать алгоритм игровых занятий и всего образовательного процесса.
Поддержка и активизация творческой деятельности педагогов системы дошкольного образования города Москвы.
Обмен опытом и расширение инструментария для взаимодействия с семьей детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Познакомить педагогов с возможностью применения информационно-коммуникативных технологий в игровых занятиях с детьми раннего возраста.
5. Тематическое планирование
Дата
Тема
Форма проведения
Всего часов
« Организация игровых занятий – как формы комфортной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» Цель: познакомить педагогов со способами организации и алгоритмом игровых занятий;
дать возможность практического освоения полученных знаний.
Подгрупповая консультация
2 часа
«Сотрудничество с семьей в ЦИПРе. Психологическая адаптация родителей к новым условиям взаимодействия с ребенком» Цель: расширение представлений о способах взаимодействия с семьями воспитанников;
знакомство педагогов с упражнениями для родителей, направленными на развитие их коммуникативных качеств и на умение выстраивать общение с ребенком.
Круглый стол
2 часа
«Организация досуговой деятельности с детьми раннего возраста» Цель: знакомство педагогов с одной из игровых форм взаимодействия с детьми раннего возраста.
Мастер-класс
2 часа
Всего:
6 часов
6. На что ориентирован курс.
активизация сотрудничества участников программы для дальнейшего обмена опытом работы по организации взаимодействия с семьями детей раннего возраста;
повышение практических навыков педагогов в области адаптации ребенка в ДОУ;
составление практических рекомендаций для педагогов ДОУ по организации игровых занятий.
Модуль 5. Активизация речевой деятельности детей в период адаптации.
Педагог-мастер: учитель-логопед ГБОУ г. Москвы центра развития ребенка детского сада №26 Горчакова Ольга Евгеньевна.
1.Введение.
Значение речи в процессе адаптации детей к условиям ДОУ велико. Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в ДОУ, связана с включением его в группу неизвестных сверстников. Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками. Об этом свидетельствуют результаты исследования А.Т.Арушановой, С.А.Мироновой. Освоение языка изменяет действие ребенка. Обозначенная словом цель придает действию четкую направленность и разумность. Действия ребенка, благодаря речи, становятся более нацеленными и произвольными.
Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.
Доказано, что в первую неделю посещения ДОУ проявление речевой активности у детей резко снижается примерно на 73%.Таким образом, закономерным является предположение о том, что если обеспечить комплексное решение задач развития речи и общения детей в период их адаптации к ДОУ, то это позволит сократить сроки адаптации воспитанников и повысить эффективность работы по данному направлению.
2.Категория слушателей.
Данная программа рассчитана на слушателей стажировочной площадки. Программа способствует активизации творческой деятельности слушателей стажировочной площадки, обогащению инструментария для взаимодействия с семьей, а также позволяет осуществлять партнерскую поддержку и дает новый импульс для профессионального роста.
3. Цель курса.
Целью данной программы является распространение и обобщение опыта работы по построению взаимодействия с семьей в условиях ДОУ с целью комфортной адаптации детей, повышение профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования города Москвы. 4. Задачи программы.
Знакомство педагогов системы дошкольного образования города Москвы с особенностями организации взаимодействия с семьей в целях обеспечения комфортной адаптации ребенка в ДОУ, с технологией «клубная работа с семьей».
Поддержка и активизация творческой деятельности педагогов системы дошкольного образования города Москвы..
Обмен опытом и расширение инструментария для взаимодействия с семьей в условиях ДОУ.
Выработка конкретных способов организации работы клубов, в зависимости от потребностей отдельных групп родителей и дошкольного учреждения.
5. Тематическое планирование
Дата
Тема
Форма проведения
Всего часов
«Особенности речевой активности детей в период адаптации» Цель: Дать представления об особенностях речевой активности младших дошкольников в период адаптации.»
Подгрупповая консультация
2 часа
«Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Дать представление о возможностях игры, как средства повышения речевой активности.
Участие в семинаре практикуме для родителей
2 часа
« Логоритмический кружок» Цель: познакомить педагогов со способами организации содержанием работы логоритмического кружка.
Просмотр открытого занятия.
1 час
ВСЕГО:
5 часов
6. На что ориентирован курс.
активизация сотрудничества участников программы для дальнейшего обмена опытом работы по теме проекта;
В результате реализации данного проекта планируется подготовка следующего
продукта: брошюры с рекомендациями для педагогов и родителей детей по
активизации речевой активности.
Модуль 6. Создание благоприятных предпосылок для адаптации детей в школе Педагог-мастер: старший воспитатель ГБОУ г. Москвы центра развития ребенка детского сада №26Киселева Марина Олеговна
Категория слушателей.
Данная программа рассчитана на слушателей стажировочной площадки. Программа способствует активизации творческой деятельности слушателей стажировочной площадки, обогащению инструментария по созданию благоприятных предпосылок для адаптации детей в школе, а также позволяет осуществлять партнерскую поддержку и дает новый импульс для профессионального роста. 2. Цель курса.
Целью данной программы является распространение и обобщение опыта работы по созданию благоприятных предпосылок для адаптации детей в школе, повышение профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования города Москвы.
3. Тематическое планирование
Дата
Тема
Форма проведения
Всего часов
«Роль ИКТ в практике раннего обучения дошкольников»
Цель: раскрыть преимущества медиатехнологиий как нетрадиционной формы обучения; познакомить со средствами и приёмами формирования у дошкольников основ информационной грамотности.
Подгрупповая консультация
1 час
«ИКТ как средство формирования готовности детей к школе »
Цель: знакомство с возможностями использования ПО «Смарт Ноутбук» для создания развивающих заданий
Подгрупповая консультация
1 час
«Обучение старших дошкольников моделированию как приём пропедевтической работы к обучению грамоте»
Цель: знакомство с практическими приёмами и заданиями, направленными на формирование фонетической компетентности старших дошкольников.
Мастер-класс
1 час
ВСЕГО:
3 часа
Модуль 7. Организация работы модели ДОУ, обеспечивающей комфортную адаптацию детей заведующая ГБОУ г. Москвы ЦРР – детского сада №26 Селис Маргарита Андреевна
1.Введение.
Попадая в новые условия социального проживания, адаптация детей происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном и психологическом. Важно создать такие условия для детей, которые способствовали формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации, достичь единого подхода к воспитанию, уходу, соблюдению режима дня в детском саду и дома. Возможность создания естественной стимулирующей здоровьесберегающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя комфортно, предметной среды, дизайна: эстетики оформления групповых помещений, социальной среды, материальных условий развития и воспитания способствует эмоциональному благополучию ребенка, вселяют в него уверенность и чувство защищенности. Развивающая здоровьесберегающая среда должна обеспечивать ребенку ощущение постоянства, устойчивости, но при этом позволять педагогам видоизменять обстановку в зависимости от возраста, потребностей и возможностей детей.
Созданные в детском саду вариативные формы дошкольного образования: Консультативного пункта, ЦИПРа, ГКП, Лекотеки снижают степень тяжести адаптации и на ранней стадии, сохраняют и укрепляют здоровье детей, являются единым образовательным пространством, отвечающим
В детском саду наработан практический материал по всем вариативным формам дошкольного образования в рамках экспериментальной площадки « Московское образование: от младенчества до школы», который успешно транслировался благодаря сетевому взаимодействию в округе и городе.
Категория слушателей.
Слушателями стажировочной площадки могут быть как руководители, старшие воспитатели, медицинские работники, педагоги – специалисты, так и родители. Программа способствует активизации творческой деятельности слушателей стажировочной площадки, позволяет осуществлять партнерскую поддержку родителей, педагогов, дает возможность профессионального роста, систематизирует опыт разных служб в целях создания современной комплексной модели комфортной адаптации в едином образовательном пространстве. 3. Цель курса.
Транслирование опыта современной модели комфортной адаптации детей в образовательном учреждении, основанной на вариативных формах дошкольного образования, функционирующих в ГБОУ ЦРР- детском саду № 26.
4. Тематическое планирование
Дата
Тема
Форма проведения
Всего часов
«Создание оптимальных условий для комфортной адаптации детей в условиях вариативной модели ДОУ» Цель: познакомить руководителей с особенностями работы вариативной модели ДОУ.
Подгрупповая консультация
2 часа
«Взаимодействие администрации, коллектива и родителей по формированию условий для комфортного пребывания каждого ребенка в ДОУ» Цель: дать представление об административных механизмах по организации взаимодействия администрации, коллектива и родителей для комфортного пребывания каждого ребенка в ДОУ
Подгрупповая консультация
2 часа
«Организация работы по профилактике заболеваемости детей и снижении их эмоционального дискомфорта» Цель: познакомить слушателей с системой мероприятий по профилактике заболеваемости детей и снижении их эмоционального дискомфорта в ДОУ.
Подгрупповая консультация
2 часа
«Новые подходы к адаптации детей – модульная технология интеграционного взаимодействия специалистов» Цель: познакомить слушателей с модульной технологией интеграционного взаимодействия специалистов, педагогов, родителей с целью создания комфортных условий для успешной социализации воспитанника. (автор О.Н. Ушанова)
Подгрупповая консультация
2 часа
ВСЕГО:
8 часов
5. На что ориентирован курс.
Координация целенаправленных действий руководителей по созданию комфортной здоровьесберегающей среды для создания условий положительной социализации детей, посещающих дошкольное учреждение
Активизация сотрудничества участников программы для дальнейшего обмена опытом работы по созданию условий комфортной среды, работы учреждений в инновационном режиме развития и в условиях функционирования вариативных форм дошкольного образования.
Систематизация опыта взаимодействия структурных подразделений детского сада, реализующих физическое, психическое, эмоциональное благополучие детей детского сада
Составление практических рекомендаций для руководителей ДОУ по осуществлению комплексного подхода по созданию благоприятной среды и положительной социализации каждого ребенка ДОУ в условиях реализации программы «Детский сад – открытая система»