ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
« ФОЛЬКЛОР - ДЕТЯМ».
Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Эта программа внутренне совершенно закончена, самостоятельна, неисчерпаемо многогранна и остросовременна. Народное искусство – сложное явление культуры. По глубине и многообразию народного творчества, которые поистине неисчерпаемы, программа дает освоение ориентир и точку опоры для проведения текущих занятий и праздников, которые украшают жизнь детского сада. Она охватывает многие виды творчества: зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство, пробуждает интерес к осмыслению современных научных знаний, наработанных отечественной и мировой фольклористикой, этнографией, археологией, лингвистикой, искусствоведением и культорологией. Откристализованный временем музыкальный фольклор, по словам В.Г. Белинского, « лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, проверкою его человечности, зеркалом его духа».
Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Народы не являются близнецами, каждый народ имеет свою самобытность, и тем интересны друг другу. И национальные детские сады не должны быть однотипными. В последнее время в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остается главной в настоящее время. И самое важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, есть национальный дух.
Есть другое важное личностное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Доброта тоже имеет национальный оттенок, но она всеобща.
« Спеши творить добро!»- в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты. Добрый человек не может не любить глубже; в добром человеке не может возникнуть сострадание, сочувствие; добрый человек не может не быть милосердным; добрый человек не может не уважать людей, он не может быть завистливым, грубым, он не может не быть порядочным, заботливым; добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.
Именно эти качества и многие другие легче всего воспитывать в ребенке через фольклор.
Программа « Фольклор – детям» построена с опорой на программу М.Ю. Новицкой « Наследие», все музыкальное построение программы, возрастные характеристики, их адрестность, подбор материала - авторские.
Хочется отметить актуальность образовательной программы « Фольклор – детям», теоретическую основу которой составила положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.
В отсутствие, каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Таким образом, традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Особенностью программы являются то, что авторская программа является частью комплексной программы «Наследие», а именно цикла « Музыкальное наследие» - программы освоения традиционной отечественной музыкальной культуры. Сюжетно – тематическое планирование программы « Фольклор – детям» задается естественным природным ритмом и историко-культурным содержанием традиционного календаря и семейной культуры.
Она построена на единой методологической установке, предполагающей комплексный подход в организации содержания и процесса освоения традиционной отечественной культуры. Востребованность данной программы очевидна, так как данная программа направлена на активное приобретение детьми музыкального культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Проблемы роста преступности и бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Программа реализуется в два этапа, с учетом возрастных особенностей и принципа « от простого к сложному».
ПЕРВЫЙ ЭТАП. МЛАДШИЙ. СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Знакомство и изучение:
1. Колыбельные.
2. Пестушки.
3.Потешки.
4. Прибаутки.
5. Считалки.
6. загадки.
7. Небылицы.
8. Скороговорки.
9. Подвижные игры:
а) подвижные,
б) игры с пением,
в) хороводные.
10. Народные песни:
а) заклички,
б) хороводные,
г) обрядовые,
д.) плясовые,
е) игровые
11. Народные пляски и хороводы.
12. Сказки (инсценирование сказок с использованием вышеуказанного фольклорного материала по сценариям музыкальных руководителей)
13. Знакомство и обучение игре на русских народных инструментах.
14. Начальное, избранное знакомство с народным календарем (частичное участие в обрядовых праздниках).
Первый этап программы имеет своей целью знакомства с основами начального обучения, услышанными песнями, сказками, играми, народными знаниями и народной мудростью, воспитание ребенка в русле традиционной отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Задачи первого этапа заключаются в осуществлении постепенного освоения музыкально- ритмических навыков:
Пение на удобной высоте;
Декларация ритмотекстов песенок;
Чистое интонирование, мягкая атака звука, пение в унисон, соединения пения с движением и декламацией, соединение слова, напева и движения в игре;
Знакомство с понятием кантилены и практического освоения ее в пении, упражнения на развитие навыков певческого дыхания. Цепторное дыхание в пении как обязательное условие исполнения народных песен, отражение в народном пении эмоциональных оттенков, настроений, передающих отношение исполнителя к содержанию песни;
Опора народного пения на естественную фонетику разговорной речи со свойственным ей богатством и индивидуальным характером смысловых интонаций и тембровых красок. Подведение детей к простейшему анализу народных песен;
Стимулирование творческой активности каждого ребенка. Активное практическое освоение главных форм фольклора ( игры, декламации, пения, движения), стремление к максимальному раскрытию индивидуальных свойств и качеств личности ребенка в условиях коллективной работы;
Понятие о ритме как основном элементе, объединяющим слова, напев и движения в фольклорном произведении. Простейшие слогоритмические структуры, характерные для хороводных, игровых и плясовых песен. Развитие навыков ритмического воспроизведения песенного фольклора через ощущения ритмического пульсирования в пении, декламации, движении. Воспроизведение ритмических рисунков (от простых к сложным) хлопками в ладоши, ложками, трещотками в « оркестре народных инструментов»;
Использование русских народных инструментов в качестве тембрального изобразительного фона, ритмического сопровождения песен, небольших обрядовых сценок, до передачи подлинного обрядового действа в его полном объеме.
ВТОРОЙ ЭТАП. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Целью второго этапа восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка. Задачи, что и на первом этапе, но расширенные и углубленные:
Познакомить с обширным этнографическим и музыкальным материалом и интенсивное освоение фольклорной традиции.
Знакомство с музыкальными и искусствоведческими материалами различных регионов России.
Серьезное внимание уделяется певческой работе.
Углубленная работа по Народному календарю. Изучение народных примет, обычаев, обрядов, суеверий русского народа.
Результативность программы объясняется ее педагогической целесообразности, показывает, что изучение традиционной культуры в дошкольном детстве позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение.
Фольклор уникален тем, что позволяет раскрываться, раскрепощаться личности. Мотив самораскрытия ведет к возникновению творческой деятельности, привносящей что-то свое, т.е. импровизацию, являющейся сутью фольклорной традиции. Освоение фольклорной импровизацией – важная ступень, ведущая к глубокому постижению фольклора.
Обучение музыкальному фольклору носит живой, неформальный характер.
« Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению»
(Л.С. Выгодский).
Фольклор – традиция изустная. Она, к огромному сожалению, почти утеряна. Погружение ребенка в атмосферу живого, идущего от сердца слова, позволит перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми.
Разнообразие игр в фольклорной традиции, существующих, практически, на все случаи жизни, позволяет существенно активизировать процесс восприятия фольклора.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает организацию такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникнуть и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становятся частью его жизни.
Системное включение материала традиционной отечественной культуры в привычные для детского сада программы расширяют возможности индивидуального развития ребенка, не только воспитывает, но и открывает интеллектуальный и эстетический, нравственный потенциалы куда шире, чем западные инновации. Основной формой проведения детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях фольклором является слушание – восприятие и игры (музыкальные и словесные), пение же происходит в основном в виде подпевания взрослым. Этот же материал является основой их этнографического образования. В программу 1 этапа заложено много колыбельных песен, пестушек, потешек, которые дети должны слышать из уст близких им взрослых (педагога). Гармоническое соединение движений и рифмованной речи впоследствии трансформируется в умение метко говорить, воспроизводить движения танца или хоровода. Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребенка – как путь включенности в общее действо.
Практический материал (песни, игры, танцы) подобран в соответствии с народным календарем.
Программа 2 этапа содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорной традиции. Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды деятельности детей как исполнительство, творчество, слушание и музыкальное образование (классический подход)
Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет определенную специфику.
Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.
Освоение традиционной народной культуры невозможно без использования музыкального визуального ряда, предполагающего просмотр видеосъемок и наглядного материала (предметы быта, фотографии, иллюстрации) встречами с исполнителями народной культуры.
Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.
Режим занятий детей по программе « Фольклор – детям» - один раз в неделю со всеми группами, начиная с группы раннего возраста и до подготовительной к школе группы. Дети занимаются по подгруппам. В структуру занятия входят: подготовка к занятию, дети надевают национальные костюмы, в это время дается фольклорный словесный материал по времени года, приметы дня, их особенности, дети проходят с песнями в зал, основной объем занятия: песни, игры, хороводы, пляски, словесный практический материал:
Продолжительность занятий в младших группах 15 минут, в средних группах - 20 минут. Старшие группы: 25 минут. Подготовительная к школе группа 30 минут:
Проверкой результативности осваиваемой программы осуществляется путем диагностики, разработанной старшим научным сотрудником Московского Института общего образования кандидатом филологических наук М.Ю. Новицкой.
Диагностика составлена таким образом, что она выявляет наличие знаний, умений, навыков на начало года и в конце года по вопросам: певческие навыки, игровые и танцевальные навыки, овладение фольклорным материалом. А так же диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с отечественной историей и культурой: знания содержания сказок, малых фольклорных форм, народных праздников, игр, игрушек.
Занятия – праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов занятий в течение года с сентября по май.
Но поскольку освоение традиционной культуры – это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно- пространственной среды, внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа, развития дружеских отношений между людьми, душевного и духовного общения между соотечественниками, то результативность занятий проявляется в самостоятельных организациях сюжетно- ролевых игр, досугов, вечеров развлечений.
Остается своеобразной диагностикой и работа с книгой М.Ю. Новицкой и Е.В. Мартинковой « Родной дом», где отвечая на вопросы и работая вместе с ребенком можно ненавязчиво определить уровень подготовки ребенка и результативность программы.