Адрес:
Телефоны:
Электронная почта:
Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 8
Телефон: +7 (495) 675-27-99
 
         

Мой сын (2,5года) совсем меня не слушается, делает что хочет. Он упрямый и капризный. Мы не выдерживаем и срываемся – кричим. В садике же это «золотой ребенок». Что нам делать?

На ваш вопрос отвечает психолог Попова Лариса Николаевна.

Вы не одиноки. С такой ситуацией сталкиваются многие родители. имеющие 2-3 летних детей.
Вы говорите, что ваш малыш в детском саду «золотой ребенок» и его непослушание проявляется только с вами. По-видимому, мальчик может вести себя хорошо и, следовательно, проблемы не в ребенке, а в родителях. Согласны?  Давайте вместе подумаем, в чем могут заключаться Ваши промахи.

Попробуйте проследить не выдвигаете ли Вы ребенку слишком большое количество запретов. Как вы предъявляете требование, посильно ли оно для ребенка 2,5 лет, каким тоном вы говорите – все это имеет значение. Представьте, что к Вам обращаются примерно так: «Не трогай, отойди немедленно!» Что Вы почувствуете, услышав такой приказ? Скорее всего, внутреннее сопротивление. Но Вы взрослый человек и можете подавить свой негатив, а маленький ребенок – нет. Но и просьба, произнесенная тихим голосом, сквозь зубы, скорее всего, спровоцирует упрямство. Что же делать, ведь без запретов не обойтись?

Начнем с того, что запретов не должно быть слишком много. В основном они необходимы тогда, когда речь идет о безопасности малыша. Сделайте жизненное пространство ребенка максимально для него безопасным, а также обеспечьте недосягаемость вещей, за которые Вы переживаете. Другими словами, уберите все «провокации» из поля зрения сына. Это поможет уменьшить количество предъявляемых запретов.

Запрет никогда не дает понимания того, а что же можно делать. Поэтому за запретом обязательно должно идти разрешение чего-то. Например:
рвать книгу нельзя, а вот этот журнал можно;
нельзя бросать кубики в зеркало, а можно вместе со мной в это ведерко и т.п.

Кроме запретов существуют требования (нормы поведения), которые Вы предъявляете ребенку. Задумайтесь, всегда ли эти требования доступны малышу, выполнимы, понятны. Выдвигая требование маленькому ребенку необходимо дать ему программу действий (что за чем следует сделать). Чем младше ребенок, тем подробнее должна быть эта программа (только помните, что объем памяти у малыша не очень большой, да и контроль не развит, не давайте слишком много указаний). Порадуйтесь достижениям сына, обнимите, поцелуйте. Вашему сыночку всего 2,5 годика и для него тактильный контакт жизненно необходим!

Если вы выдвигаете ребенку посильное и понятное требование, то надо быть последовательными и добиться выполнения. Это не значит, что надо вести себя по принципу кто кого переупрямит. Вы взрослый человек с жизненным опытом и можете вести себя более гибко. Например, если ребенок заупрямился и не выполняет Вашей просьбы, часто бывает эффективно переакцентировать его внимание на детали:
-Не буду есть кашу!
- Тебе положить в тарелочку с цветочком или в эту – папину? А ложкой ты будешь есть железной или деревянной? А здесь я положу салфеточку, чтобы стало очень красиво.

Скорее всего, если Вы так себя поведете, то Ваш двухлетний малыш не вспомнит о своем желании поупрямиться. Попробуйте.

Для того, чтобы маленький ребенок чувствовал себя спокойно необходимо согласие между родителями. Вам необходимо договориться о принципах воспитания, о единстве требований и о поддержке друг друга. Если папа сказал нет, то мама поддерживает его и наоборот. Ребенку также необходим постоянный режим, малыш точно должен знать, что будет дальше. Такое «однообразное», с нашей точки зрения, существование успокаивает ребенка.

Воздержитесь от чтения нотаций и от длинных объяснений, почему себя так нельзя вести. Ограничьтесь четкой немногословной оценкой:
Я расстраиваюсь (обозначение своих чувств), когда бросают игрушки (БЕЗЛИЧНОЕ описание действия), потому что они могут сломаться (причина).

Про такие способы оценки ребенка и про многое другое замечательно пишет Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» очень советую ее прочитать. Эта книга написана для родителей очень понятно и, думаю, вы сможете в ней найти много полезного для себя.

Вы расстраиваетесь, когда Ваш сын забывает о проступке и повторяет его опять. Мальчик очень мал и не может себя контролировать, поэтому так и происходит. Для совершения какого-либо действия обязательно есть причина. Попробуйте разобраться, почему так происходит, устраните причину, а не только наказывайте за последствия. Наберитесь терпения, усвоение норм поведения не происходит сразу, для этого нужно время.

Усилием воли уменьшите негативные оценки (их должно быть в разы меньше, чем положительных), ищите способы похвалить сына и уж конечно, приласкать.
Для того, чтобы изменить ситуацию Вам придется приложить огромные усилия и изменить весь свой стереотип поведения. Всегда труднее отвоевывать потерянные позиции, чем утверждать их сразу.

Не падайте духом! Ваша любовь сделает вас мудрым и поможет вырастить счастливого человека. Успехов вам!