Адрес:
Телефоны:
Электронная почта:
Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 8
Телефон: +7 (495) 675-27-99
 
         

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

И.Ю. Юдина

Студентка 6 курса очно-заочного отделения
факультета дошкольной педагогики и психологии  ГОУ ВПО «МПГУ»

Актуальность исследования обусловлена тем, что традиционные подходы к проблеме социализации ребенка не могут сегодня удовлетворить социальные потребности общества и затрудняют процесс социализации.

Ученые считают, что данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, но основы успешной социализации закладываются в детстве. Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения, обретения социальной ориентации, социальной роли. Первые элементарные сведения ребенок получает в семье, закладывающей основы сознания и поведения. Именно в семье ребенок приобретает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье он воспитывается: в благополучной или неблагополучной.

Вышесказанное обозначило проблему нашего исследования: каковы особенности социализации ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи в условиях детского сада?
Его объектом выступила социализация детей из неблагополучных семей, а предметом– процесс социализации ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи в условиях детского сада.

В своем исследовании мы исходили из предположения, о том, что у детей из неблагополучных семей преобладает низкий уровень социализации, который характеризуется несформированностью ценностных ориентаций, отсутствием любознательности, низкой познавательной активностью, неумением вступать в межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с объектом, предметом, целями и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1.   Выявить сущность процесса социализации и определить его характерные особенности;
2.       Охарактеризовать роль семьи в процессе социализации ребенка старшего дошкольного возраста и уточнить понятие «неблагополучная семья»;
3.      Определить уровень и выявить особенности социализации детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Исследование было проведено в три этапа в период с 2006 - 2008 гг.

На первом этапе, поисково-теоретическом, была определена научная проблема, намечены цели и задачи, проанализирована литература, систематизирован и обобщен теоретический материал, раскрыто содержание понятийного аппарата, определена проблема и тема исследования.

Анализ литературы позволил нам выделить базовые положения, которые являлись определяющими в нашей работе:

 социализация понимается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Успешное протекание данного процесса зависит от активной позиции индивида и степени усвоения личностью социального опыта. Процесс социализации  имеет стадиально-уровневый характер, определяющий в конечном итоге степень социализированности личности.
 одним из важнейших агентов социализации дошкольника является семья. Структура семьи, отношения ее членов друг к другу, характер выполнения основных социальных функций определяют процесс социализации ребенка. Следовательно, в неблагополучной семье этот процесс будет нарушен или иметь определенные трудности.
 Под неблагополучной понимается семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции.

Неблагополучные семьи делятся на две группы: семьи с открытой формой неблагополучия (конфликтные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов); семьи со скрытой формой неблагополучия, (недоверчивая, легкомысленная, хитрая семья).
Данные положения определили ход второго, опытно-экспериментального, этапа исследования. Работа проводилась на базе детского сада комбинированного вида № 185 САО г. Москвы. В исследовании приняли участие 20 семей, 12 детей подготовительной к школе группе, в возрасте от 5 до 7 лет.

Экспериментальную часть нашей работы мы условно разделили на четыре этапа.

На первом формулировались задачи исследования, подбирались методики, адекватные предмету и материал для их проведения.

На втором этапе мы выявляли неблагополучные семьи и определяли виды их неблагополучия. Для решения поставленной задачи мы использовали такие  методы как: наблюдение, анкетирование, беседы и анализ детских рисунков. При интерпретации результатов мы учитывали следующие признаки неблагополучия в семье:  низкий социальный статус; невозможность справиться с возложенными функциями; асоциальное поведением детей и родителей; недостаточность воспитательных ресурсов; нарушение ценностных установок; игнорирование норм и правил поведения в обществе; запущенность ребенка; его эмоциональная отверженность; неправильный уход за ребенком.
Анализ полученных данных позволил нам из 20 семей выделить 12, которые можно считать неблагополучными. Далее были установлены виды семейного неблагополучия: 5 семей мы отнесли к конфликтным,  4- неполным,  1 - недоверчивым, 1 -аморально-криминальным, 1 – к семьям с алкогольной зависимостью. Проведенная работа позволила сопоставить количество благополучных и неблагополучных семей в данной группе. Оказалось, что только 40% семей можно считать благополучными. 60% от общего количества семей  составляют неблагополучные семьи.

На третьем этапе мы определяли  особенности социализации детей из неблагополучных семей. Основная работа была направлена на выявление уровня сформированности у детей  компонентов социализации: аксиологического, коммуникативного, когнитивного. Были определены критерии (развитие ценностных ориентаций, коммуникативных качеств, познавательной активности), которые  являются основными показателями и характеристикой компонентов социализации.
Для выявления уровня сформированности аксиологического компонента применялись  следующие методики – Цветовой тест отношений, «Закончи историю», «Сюжетные картинки». Результаты были обобщены и представлены в виде таблицы 3, где отражено количество детей, обладающих тем или иным уровнем сформированности критерия, и процентное соотношение данного уровня относительно общего количества исследуемых детей. Так 7 детей обладают низким, 3 – средним и 2 - высоким уровнем сформированности критерия.
Уровень сформированности коммуникативного компонента выявлялся с помощью бесед с родителями и воспитателями, наблюдения за детьми, методики Рене Жиля. Результаты представлены в таблице 4, где мы видим, что 6 детей обладают низким, 3 – средним, 3 – высоким уровнем сформированности критерия.
Методики «Столкновение мотивов», «Спросить и угадать», методика Д.Б.Годовиковой позволили выявить уровень сформированности когнитивного компонента. Оказалось, что у большинства детей из неблагополучных семей познавательная активность достигает среднего уровня, высокий же уровень составляет 16,7% обследованных детей.
Анализ полученных данных позволил установить, что в исследуемой группе 7 детей имеют низкий уровень социализации, 4 - средний и 1 ребенок обладает высоким уровнем социализации. Таким образом, у детей преобладает  низкий и средним уровень социализации.
Интересно,  что  дети с низким (социально-недостаточным) уровнем социализации воспитываются в конфликтной семье (три ребенка), неполной (один ребенок), недоверчивой (один ребенок), аморально-криминальной семье (один ребенок), семье с алкогольной зависимостью (один ребенок). Дети со средним (социально-приемлемым) уровнем социализации относятся к неполным (два ребенка) и конфликтным семьям (два ребенка). Семья ребенка с высоким (социально-успешным) уровнем социализации является неполной, мальчика воспитывает одна мама.
Обобщение и анализ полученных данных позволили охарактеризовать особенности процесса социализации детей в данной группе, среди них: наличие трудностей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, трудности с усвоением социально-бытовых, морально-нравственных и социокультурных ценностей; несформированность целостной картины мира, наличие скудного опыта социальных взаимоотношений, отсутствие творческого подхода к деятельности, адекватной самооценки.

На четвертом этапе, нами были разработаны рекомендации для воспитателя группы по работе с неблагополучными семьями по вопросам социализации детей, которые направлены на выстраивание правильной стратегии педагога в работе с неблагополучными семьями.
Таким образом, в исследовании была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, реализована его цель, решены поставленные задачи.