Адрес:
Телефоны:
Электронная почта:
Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 8
Телефон: +7 (495) 675-27-99
 
         

Поддержка социальных функций семьи – фактор повышения качества семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Е.П. Арнаутова, ведущий научный сотрудник
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца

О современной семье, этом социальном изобретении человечества и ее ценности в обществе сегодня звучат самые разноречивые точки зрения: от мнения, что традиционная семья с ее функциями отмирает как социальное явление жизни до точки зрения на кризисные процессы семьи как естественное следствие динамичных преобразований жизни и человеческих отношений, в том числе внутрисемейных. Следует признать, что достаточно большой процент семей сохраняет признаки аномального развития (Дружинин В.Н. и др.). Чтобы полная, гармонично развивающаяся семья,  не превращалась в редкость, в реликт среди наблюдающегося социального хаоса, данная проблема ставится на повестку дня образовательных структур всех уровней. Хочется надеяться, что инициативы такого рода будут способствовать повышению ее ценностного статуса и воспитательного потенциала.

Поддержка и сопровождение социальных функций семьи выделено  одной из задач Городской программы «Московская семья – компетентные родители» как ответ на инициативу программы «Столичное образование - 4». Подготовленная и вышедшая городская программа – это инициатива Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы. Это результат рефлексии многообразного опыта взаимодействия с семьей, который был наработан в теории и практике за многие десятилетия. Своеобразной метафорой программы можно представить «мост» между тем, что было вчера и есть сегодня с тем, что может быть завтра. Этот «мост» выстроен на анализе ключевых противоречий в системе отношений «Семья – Общество». Программу можно рассматривать как заметный шаг по обновлению городской социальной политики в области поддержки социальных функций семьи.

В настоящее время нет общепринятой классификации семейных функций. Как известно, под функциями семьи понимаются направления ее жизнедеятельности, связанные с удовлетворением определенных социальных потребностей семейного коллектива и отдельных ее членов. В социологических работах функции семьи выделяются в зависимости от того, какие системы семейных отношений считаются ведущими. Так, по Харчеву А.Г., считавшему семью формой социальной общности, главная функция семьи – «детопроизводство» в интересах функционирования общества. По Юркевичу Н.Г. семья неотделима от брака, отсюда функции семьи рассматриваются с точки зрения брачных отношений «муж-жена» и т.д. (см. таблицу).

Выделение функций семьи в современных отечественных исследованиях (социологических, социально-педагогических)

 

Функции семьи

Г.М. Свердлов,
В.А. Рясенцев

Н.Г. Юркевич

А.Г. Харчев

Л.Н. Маленкова

С.Д. Лаптенок

Н.Е. Щуркова

А.Н. Елизаров

  1. Репродуктивная

 

+

+

+

+

+

+

+

2. Хозяйственно-бытовая (ведения домашнего хозяйства, экономическая)

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

  1. Воспитательная

 

+

+

+

+

+

+

+

4.Совместного проведения досуга, организации отдыха (рекреативная)

 

-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

5. Удовлетворения сексуально-эротических потребностей

 

-

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

+

6. Эмоциональной поддержки, общения с близкими, психологического комфорта, любви

 

-

 

-

 

-

 

+

 

-

 

+

 

+

7. Социального контроля (социализации, передачи социального статуса, ценностей и традиций)

 

-

 

-

 

+

 

+

 

-

 

+

 

+

8. Самореализации в детях (потребность в отцовстве и материнстве)

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

+

9.Духовного общения

-

+

-

+

-

+

+

10. Творческого развития (создания условий для развития личности)

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

+

 

+

Как видно в таблице, большинство исследователей единодушно   выделяют следующие функции семьи: продолжения рода, хозяйственную, воспитательную и рекреативную (восстановительную). Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость и взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них отражаются на выполнении другой. При этом, выполнение семьей ее функций в идеале и реальности проявляется как тенденция, действующая либо в сторону возрастания соответствия либо в сторону расхождения. Любые нарушения функций семьи рассматриваются фактором неблагополучия. В связи с этим социологами, социальными психологами и педагогами применяются такие понятия, как:  «дезорганизация семьи», «семейное неблагополучие» и пр. (Гаврилова Н.В., Иванов О.И., Студенте А.Я. и др.).

Реализация функций семьи конструирует tt образ жизни, определяет вариативность семейного взаимодействия. Исходя из особенностей реализации семьей функций специалисты описывают  различные классификации и типологии семей. В современной практике жизни семей не мало подтверждений многоликости, вариативности семейного взаимодействия  и оценочных отношений к ним. Поэтому, стабильность в реализации функций семьи задает определенные границы ее ценностного статуса. В настоящее время многие функции трансформируются от отношения к обществу в сторону отношения к индивиду. Это говорит об изменении социальной роли семьи, которая заключается в создании семьей своего личного способа бытия, о трансформациях общественной ценности семьи и личной ее привлекательности. Перед работниками образовательных структур города стоит важная задача – способствовать повышению ценностного статуса семьи в обществе.

Воспитательная функция семьи тесно связана с качеством функционирования других. Сформулированный документами Департамента образования г. Москвы термин «компетентные родители» направлен на поддержку воспитательной функции. Но само это понятие еще предстоит интегрировать с сегодняшней реальностью. Иными словами, надо очертить и убедительно обосновать содержательное наполнение семейной педагогики детей раннего и дошкольного возраста, т.е. определить своего рода базис компетентного родительства. Как нам видится, сделать это наиболее грамотно можно на интегративной основе, т.к. этот подход подразумевает более целостное понимание родительства с точки зрения смысловых, духовных, этологических (естественных, природных) его доминант, которые «запускают» иное качество родительства. Оно, конечно, зависит и от многих  факторов социального, экономического, психологического, эмоционального и иного порядка, в том числе от культуры семьи: общей, педагогической, интеллектуальной, духовной, эмоциональной, рефлексивной и пр.

Отсюда, одним из актуальных направлений поддержки воспитательной функции семьи выступает реализация интегративного подхода в теории и практике общения с родителями и повышения их   воспитательной культуры. Через призму этого подхода понятие «педагогическая культура» расширяется и начинает рассматриваться не только в категориях педагогических знаний, но дополняется составляющими эмоциональной, соматической, психомоторной, духовной, рефлексивной  и другими видами родительской компетентности. И в теории и в практике сегодня важно находить способы общения с родителями, чтобы переключаться от заботы специалистов о «знающей голове»  родителя  к поддержке «знающего и любящего родительского сердца»? Для этого необходимо совершенствовать традиционные когнитивные стратегии сотрудничества в сторону признания тезиса, что родительские чувства к ребенку важнее родительских знаний о ребенке. Долгие десятилетия педагогическая практика и теория двигались иным образом.
В успешной реализации задачи поддержки воспитательной функции семьи не обойтись без согласованного взаимодействия и интеграции  социокультурных и образовательных структур  поддержки семейной политики, чтобы одновременно получали поддержку  и развитие все семейные функции. Как это будет получаться на деле, покажет ближайшее  время и анализ первых результатов реализации городской программы «Московская семья – компетентные родители» по апробированию новых  решений в признании нынешним поколением родителей-москвичей ценности дошкольного детства и ценности самого родительства как новых возможностей для самореализации человека в любых жизненных условиях.