Адрес:
Телефоны:
Электронная почта:
Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 8
Телефон: +7 (495) 675-27-99
 
         

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Д.В. ЯРЦЕВ

Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению таких ученых, как В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со становлением мотивационно-потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фельдштейн пришел к выводу, что "раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности ребенка" [4; 179]. Таким образом, особенности социализации личности подростка в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса.

Исходя из этого становится понятной необходимость изучения влияния изменившихся социально-экономических условий на процесс становления личности в подростком возрасте.

В своем исследовании мы попытались определить некоторые особенности социализации современного подростка. Оно осуществлялось на базе средней школы № 276 Москвы. Всего в нем приняло участие 553 учащихся, среди которых на V класс пришлось 76 человек, VI класс - 80, VII класс - 77, VIII класс - 137, IX класс - 103, X и XI классы - по 40 человек.

Экспериментальное исследование состояло из двух основных этапов. Первый этап заключался в организации групповой работы с учащимися средних и старших классов и включал в себя проведение опроса (20-25 мин), а также чтение специально отобранных сказок-притч (15-20 мин). Суть второго этапа состояла в проведении индивидуальных интервью с включенными в экономическую деятельность подростками.

С целью изучения социально-психологических особенностей становления личности современного подростка был разработан специальный опросник. Входящие в него вопросы позволяли получить информацию о влиянии ведущих сфер жизни подростка на формирование его социальных отношений. Всего нами было выделено пять основных сфер: семья (1-4 вопросы); школа (10-14 вопросы); референтная группа (15-19 вопросы); интимно-личностное общение (20-24 вопросы) и зарождающаяся сегодня социально-экономическая деятельность (5-9 вопросы).

Приведенный ниже опросник включал следующие вопросы и допускал три варианта ответов на них: "Да", "Нет", "Не знаю".

1. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?
2. Рассказываешь ли ты в семье о своих пе  реживаниях, тревогах, неудачах?
3. Чувствуешь ли ты себя уверенно в семейном кругу?
4. Когда у тебя складывается тяжелая ситуация, ты хочешь получить совет от родителей?
5. Считаешь ли ты, что высокое благосостояние человека - это результат упорного труда?
6. Задумываешься ли ты над тем, как можно заработать деньги?
7. Ты зарабатываешь деньги?
8. Нужны ли тебе деньги на собственные нужды?
9. Хотел бы ты иметь право не учиться, а идти зарабатывать деньги?
10. Хотел бы ты после окончания школы учиться в институте?
11. Тебе нравится получать в школе знания по предметам?
12. Используешь ли ты знания, получаемые в школе по предметам, в своей реальной жизни?
13. Рассказывают ли тебе учителя в школе о том, как в жизни быть успешным и избежать неприятностей?
14. Нравится ли тебе критиковать учителей?
15. Проводишь ли ты свободное время в компании своих сверстников?
16. Любишь ли ты находиться в центре внимания своей компании?
17. Следуешь ли ты тем законам, которые приняты в твоей компании?
18. Всегда ли ты можешь постоять за себя?
19. Можешь ли ты защитить слабого?
20. Нужно ли в твоем возрасте иметь настоящего друга?
21. Можешь ли ты сказать, что у тебя есть настоящий друг?
22. Можешь ли ты сказать, что ты сам настоящий друг?
23. Считаешь ли ты, что в твоем возрасте можно испытывать чувство глубокой симпатии, любви?
24. Имеет ли любовь отрицательные последствия в твоей жизни?