Адрес:
Телефоны:
Электронная почта:
Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 8
Телефон: +7 (495) 675-27-99
 
         

Газина Вера Георгиевна,
педагог дополнительного образования
ЦРР- детский сад № 26

Фольклор - мудрость народная

Современная педагогика как общественная наука только сейчас начинает в полном объеме осознавать великое значение народного творчества. Это объясняет возрастающий с каждым днем интерес к особой культуре детства, к детскому фольклору и народной педагогике как выработанным веками формам наследования, сохранения и развития конкретных этносов – составных частей человечества. Ведь именно названные области  народной культуры обеспечивают воспроизводство многообразия форм человеческой культуры как сложноорганизованного целого.

Нравственное и эстетическое содержание устного народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования его в современной практике воспитания и образования. Рожденная в недрах теплой семейной жизни, народная культура материнства и детства должна и может быть освоена современными людьми в самых разных формах.
Учитывая то, что основным направлением работы ресурсного центра «Я и мир» является создание условий для первого положительного опыта в ходе социализации ребенка, на занятиях по развитию речи в нашем дошкольном учреждении используются материалы русского фольклора.  Социализация детей средствами народной педагогики в процессе освоения малышами родного языка дает очень хорошие результаты.

При работе  в средних группах активно используется книга «Детская народная поэзия» (сборник текстов русского детского народного творчества и методические рекомендации к ним, автор-составитель – М.Ю. Новицкая.) Прибаутки, детские песенки-потешки, приговоры-зазывалки, небылицы перевертыши, жеребьевки, сечки, считалки, включенные в эту книгу, используются педагогом как связь между речевыми и фонетическими упражнениями и в качестве сюжетных дополнений. Это делает атмосферу занятий по развитию речи более живой, радостной, эмоциональной и близкой маленьким детям.

В старших группах преподавание идет с привлечением материалов книги «Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках» (сборник фольклорных материалов, автор-составитель - Г.М. Науменко). Эта литература была выбрана нами потому, что профессиональное качество записи подлинных народных произведений и наличие нотации поэтических текстов чрезвычайно важны для работы с детьми, повышают эмоциональное воздействие и восприятие народной поэзии и прозы. Важно и то, что язык этнографических записей сохранен в своей подлинности. Георгий Маркович Науменко, фольклорист,  музыковед, этнограф, член Союза композиторов России, 30 лет посвятил поездкам по русским деревням и селам в поисках лучших образцов народной поэзии и музыки для детей. В выбранную  нами книгу вошли лучшие русские народные календарные игры и сказки: рождественские, масленичные, пасхальные, майские, семицко-троицкие, купальские, жнивные, а также легкие для запоминания народные стихи и красивые по мелодии  народные песни. Тексты в сборнике подобраны тематически в соответствии с народным календарем. Использование данных фольклорных материалов в практике детского сада показывает, что малыши начинают чувствовать себя на занятиях более раскрепощено и свободно, с удовольствием принимают участие во всех играх, более продуктивно общаются  с педагогом и со сверстниками, легче усваивают материал по развитию речи.

В подготовительных группах детского сада на занятиях в качестве материала для чтения  и обсуждения с детьми используется сборник «Колосок» (книга для внеклассного чтения в начальной школе, составитель – Н.Н. Толоконников). Литературный материал этого пособия охватывает русские народные сказки и загадки, а также тексты народной календарной обрядности и творчество русских писателей Х1Х – начала ХХ веков. Особое внимание в книге уделяется такому жанру устного народного творчества как    «пословицы и поговорки». Каждая предлагаемая в сборнике пословица или поговорка является названием отдельного раздела, в котором соответственно подобраны сказки, стихи и обрядовые тексты, иллюстрирующие смысл  меткого народного высказывания. Такое тематическое расположение позволяет детям глубже осмысливать и легче усваивать предложенный материал.

Все эти  «фольклорные включения», используемые нашими   педагогами на занятиях по развитию речи,   весьма актуальны на сегодняшний день и имеют свою методическую нагрузку в разных возрастных группах.  За конкретными текстами, за своеобразием и мудростью народных примет, за прелестью колыбельных, детских пестушек, потешек и прибауток, за особой эстетикой детских народных игр стоят не более или менее интересные частности ушедшего быта, а слагаемые народной души, народного характера, которые вырастают в семье в атмосфере любви и доверия и затем творят историю отдельного человека, народа и в конечном счете человечества.  

Произведения устного народного творчества имеют большое значение, как  в развития речи ребенка, так и в становлении личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурного богатства предшествующих поколений и современного окружающего пространства. Фольклор необходим ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира и своего понимания взаимоотношений людей в мире, порожденных его возрастными психическими особенностями.
 

 

Статья опубликована в газете "Учительская газета". - № 23 (10312). - 8 июня 2010 г.

публикации детского сада 26