педагог высшей категории по изобразительной деятельности,
почетный работник общего образования РФ ЦРР-детского сада № 26
РАЗНОЦВЕТНЫЙ НАТЮРМОРТ
Любой ребенок, осваивая и познавая окружающий мир, основывается на своем практическом опыте. В этом смысле изображение предметов с натуры — натюрморт, является благодатной почвой. Малыш может рассмотреть, потрогать, понюхать, ощутить на вкус и сравнить с другими предметами те, которые он будет рисовать. Рисуя с детьми среднего и старшего возраста натюрморты, легко осваивать пространство листа (такие понятия, как слева, справа, посередине, выше, ниже и т.д.), перспективу (ближе, дальше, за или перед чем-то), развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность; умение видеть красоту окружающего мира: живописность и разнообразие даров природы, неповторимость каждого предмета или цветка; необыкновенную красоту сочетания цветов и листьев в букете или плодах сада, огорода и многое другое. Все это легко рассмотреть, описать и нарисовать. Прекрасные натюрморты великих русских и зарубежных художников, музыкальные произведения о природе, множество загадок, стихов про овощи, фрукты, цветы и т.д. являются отличными помощниками педагогу.
Варианты занятий с детьми младшего возраста
Тема: рисуем с натуры натюрморт, состоящий из двух-трех округлых форм (яблоко, слива, апельсин,мандарин...)
Задачи: познакомить детей с новым жанром живописи — натюрмортом. Познакомить с картиной К.С. Петрова- Водки на «Яблоки на красном фоне». Закреплять знания детей об основных цветах и округлых формах. Развивать формообразующие движения, умения рисовать гуашевыми красками. Воспитывать интерес к окружающей природе. Развивать творческое воображение.
Материалы: альбомные листы формата А-4, гуашевые краски красного, желтого, синего, зеленого и коричневых цветов, кисти, репродукция картины К.С. Петрова-Водки на «Яблоки на красном фоне», натуральные яблоки, сливы разного размера, формы, цвета. Игрушка Би-ба-бо «Ежик», корзина.
Предварительная работа: необходимо рассмотреть настоящие яблоки, попробовать их на вкус, ощутить их неживой аромат. Составить вместе с детьми натюрморт. Поиграть в сенсорные игры: «Угадай на ощупь», «Определи по форме или вкусу». Учить стихотворения о яблоках, отгадывать загадки
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки (Яблоко)
Само — с кулачок,
Красный бочок, Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары,
Посинели... от жары. (Сливы)
Дети, которые отгадали загадки, вынимают из корзины плоды, и ребята все вместе рассматривают их, сравнивая с другими, вынутыми ежиком из корзины, по форме, цвету, размеру, отличительным деталям (листик, длинный черенок, пятнышко и т.д.).
Воспитатель показывает картину К. С. Петрова-Водки - на «Яблоки на красном фоне»:
Что на ней нарисовано? Да, яблоки, а какие они? Спелые, желтые, желто-зеленые, разноцветные.
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто.
Будто медом налилось,
Видно семечки насквозь
А. С. Пушкин
Картина, на которой нарисованы предметы, называется «натюрморт». Ежик просит нарисовать побольше красивых и спелых яблок и слив для его большого семейства и друзей-животных.
Дети показывают в воздухе и на столе пальчиками, как они будут рисовать яблоки и сливы (круги и овалы, педагог уточняет цвета фруктов). Дети начинают рисовать.
В конце занятия воспитатель с игрушкой-ежиком рассматривает каждую картину, благодарят ребят и предлагают найти самое большое и маленькое яблоко, посчитать, кто сколько нарисовал слив, и т.д. Все вместе оформляют выставку детских натюрмортов.
Занятия с детьми среднего и старшего возраста усложняются.
Ребята уже могут нарисовать с натуры серию натюрмортов, состоящих из двух форм — округлой и продолговатой: свекла и огурец, репа и морковь, перец, арбуз, яблоко, груша и т.д.. Юные художники с удовольствием рисуют скатерть, на которой стоят предметы, и отмечают границу между верхним и нижним фоном, более точно находят на картине место каждого предмета, знакомятся с понятиями «тень», »блик» с помощью тычков.
К празднику 8 Марта дети рисуют мимозы и тюльпаны в вазе или без нее.
В этот период они знакомятся с картинами И.Т. Хрупкого «Цветы и плоды», И.И. Машкова «Натюрморт. Синие сливы», Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Во время занятий используются загадки о тех овощах и ягодах, которые рисуют дети.
Дети 6—7 лет уже прекрасно самостоятельно составляют натюрморты.
Вариант рисования натюрморта
Тема: рисуем натюрморт с сиренью и фруктами.
Задачи: закрепить знания детей о натюрморте как виде изобразительной деятельности. Познакомить детей с легендой о древнегреческом художнике Апеллесе. Учить строить несложную композицию при выборе натюрморта. Учить видеть эстетическую красоту в натюрморте, красоту сочетания формы, цвета и фактуры предметов. Продолжить развивать навыки и умения целенаправленно наблюдать натуру, красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги, последовательно строить изображение, передавая красками цвет и оттенки предмета, его форму и тень, пропорции и перспективные изменения формы, ее характерные особенности. Совершенствовать навыки рисования. В беседах с детьми о произведениях живописи побуждать пользоваться эпитетами и сравнениями.
Материалы: белые или цветные листы бумаги A3, краски, кисти мягкие и флейцевые, тычки, палитры, репродукции картин П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», П.П. Кончаловского «Яблоки на столе у печки», И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», Н.Э. Грабаря «Дельфиниум». Натуральные фрукты и плоды или муляжи, две простые вазы с сиренью. Игрушка «Буратино» или «Незнайка», музыкальная запись «Вальс цветов» П. И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», М. Балакирев «В саду», Р. Шуман «Май, милый май!»
Предварительная работа: посещение музея (где необходимо познакомить детей с произведения ми художников, работающих в жанре натюрморта).
Воспитатель знакомит детей с легендой об Апеллесе:
— Давным-давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес.
Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушел. Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются склевать ягоды. Виноград был написан так искусно, так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта не сохранилась. А рассказ о ней превратился в легенду.
Рассматривание картин и беседа с детьми о картинах П.П. Кончаловского, И.Т. Хруцкого, И.Э. Грабаря и др., понравившихся детям.
Рассматривание характерных особенностей фруктов, овощей, цветов и других предметов, определение их цветовой гаммы.
Разучивание стихов о натюрморте, овощах, фруктах.
Игра «Придумай загадку», игры по составлению цветов и их оттенков из разноцветного прозрачного пластика, игры в магазины «Овощи — фрукты», «Цветы» и др.
Содержание занятия: к детям приходит Бура- тино, приносит ветки сирени, фрукты и просит нарисовать их, чтобы он мог повесить их рисунки против картины «Камин с котелком», что висит в каморке папы Карло. Дети рассказывают Буратино, что они видели в музее такие картины и они называются — натюрморт. Что такое натюрморт? В переводе с французского натюрморт — мертвая природа, художественно воспроизводящая домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, посуду, битую дичь и другие неодушевленные предметы. Натюрморт, запечатлевая красочность, изящество природных форм, показывают богатство и роскошь плодов — украшает интерьер. И художники в натюрморте прославляют красоту мира вещей и природы, окружающих нас. Дети вспоминают стихи о натюрморте
Если видишь на картине
Вазу, розу в хрустале.
Или морс в большом графине.
Или глиняную чашку, Или фрукты, или торт.
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт.
(А. Кушнер)
Воспитатель с детьми рассматривает репродукции картин П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» и И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», обращая внимание на композиции полотен, их цветовую гамму, размеры предметов и грозди сирени. Буратино загадывает детям загадки:
Синий мундир, мягкая подкладка, в середине косточка и очень-очень сладко.
( Слива.)
Сладким соком налитой, в яркой шкурке золотой, к нам он через океан плыл из жарких дальних стран.
(Апельсин.)
Из двух половинок комок бархатистый. Он розовый, красный и чуть золотистый. Ты мякотью сладкой его наслаждайся, но косточку, чур, разгрызать не пытайся.
( Персик.)
Дети загадывают Буратино придуманные ими загадки про фрукты, овощи, предметы. Ребята и Буратино составляют два натюрморта с сиренью и фруктами. Педагог просит ребят вспомнить последовательность рисования натюрморта: сначала рисуем простым карандашом вазу, оставляя место для сирени, далее размещаем фрукты, определяя их форму, размеры относительно вазы, место соединения верхнего и нижнего фона. Дети рисуют простыми карандашами, ведется индивидуальная помощь.
На втором занятии педагог с ребятами вспоминают, что рисовали и на чем остановились. Далее он предлагает подумать, как и чем легче нарисовать большие, объемные, с мелкими цветами грозди сирени (тычками или флейцевыми кистями). Буратино показывает прием изображения грозди: получение на палитре смешиванием нескольких оттенков сиреневого цвета и ее рисование тычками или кистями. Воспитатель вспоминает с детьми, что такое блик, и вместе с ребятами находит блики на предметах. Дети начинают рисовать красками, звучит музыка. Когда краски подсохли, можно дорисовать мелкие детали: пятнышко, черешок и т.д. Работа окончена. Буратино рассматривает рисунки, благодарит детей, просит разрешения сделать выставку их натюрмортов в каморке папы Карло, а потом передумывает и говорит: «Лучше устроить эту выставку в театре Карабаса-Барабаса. Может, он увидит такие прекрасные натюрморты, станет добрым-предобрым и не будет обижать артистов своего театра»
Статья опубликована в журнале "Цветной мир". - 2010. - № 3.