Адрес:
Телефоны:
Электронная почта:
Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 8
Телефон: +7 (495) 675-27-99
 
         

Духовно-нравственная направленность работы ГОУ детского сада общеразвивающего вида № 26 ЮОУО.

Заведующая  Селис М.А.

Лауреат Премии ЮОУО « Крылья растут»
Лауреат Премии Мэра Москвы
 Почетный работник общего образования   РФ

В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и Модернизации российского образования  подчеркивается: «…динамическое развитие общества в значительной мере зависит от системы ценностей, лежащих в основе деятельности государства, в основе повседневной жизни каждого человека. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность человеческой личности…»

Демократизация государственной деятельности и общественной жизни России требуют переориентации дошкольного воспитания в соответствии с современными тенденциями духовного, экономического и национального развития страны. Россия многонациональна. Поэтому возрождение народных культур являются актуальным для каждого народа. Национальная культура  составляет основу культуры человечества.

Наше дошкольное учреждение с 1991 года ведет активные поиски содержания, форм и методов приобщения детей к культуре родного народа. Возникла потребность в теоретической основе и методической разработке проблем духовно- нравственного воспитания в детском саду с этнокультурным компонентом  (этнос – с греческого – племя, нация.), т.е. национального детского сада.

 С 1992 году   экспериментальная и инновационная деятельность стала неотъемлемой частью работы нашего коллектива, под руководством кандидата филологических наук М.Ю. Новицкой «Разработка и внедрение комплексной программы освоения традиционной  отечественной культуры».

Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Отсюда следует, что приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и педагоги  вводят его в мир общечеловеческих,  духовно- нравственных ценностей.

В единстве с национальной культурой детей приобщают к современным достижениям культуры. Важнейшие из них – иностранный  язык. В 1995году открывается   экспериментальная площадка «Влияние многоязычия на овладение родным языком и развитие психики ребенка». Светлая память Наталье Валентиновне Дуровой, кандидату педагогических наук, автору программы духовно- нравственного развития «Очень важный разговор», и системы  обучения  многоязычию. В апробации и разработке программы принимал участие наш коллектив педагогов.

Научный руководитель М.Ю. Новицкая подчеркивает, «… что духовность – это НРАВСТВЕННОЕ НАЧАЛО В КУЛЬТУРЕ. Именно оно дает человеку - НОСИТЕЛЮ КУЛЬТУРЫ прочное основание для выбора между Добром и Злом. И накладывает на личность ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за совершенный выбор».

Уделяя значительное внимание развитию ума, чувств, воли, физических и эстетических задатков ребенка, русская педагогическая традиция всегда считала воспитание его НРАВСТВЕННОЙ сферы.

Основы духовности и физического формирования личности закладывает семья. В единстве с воспитанием в детском саду она обеспечивает полноценное и всестороннее развитие ребенка.  Мы опираемся на традиции семейного воспитания, стараемся гармонично взаимодействовать с каждой семьей, основываясь на взаимном уважении и поддержке.  Семья, ее традиции, продлевает себя в детях, генерирует свой национальный дух, характер, психологию, традиционную культуру, способ жизни.

Совместно с родителями мы посещаем музеи: Московский  Кремль, Коломенское, Третьяковскую галерею, Дом бояр Романовых, музей Музыкальной культуры М.И. Глинки, музей Виктора Васнецова, на Поклонной горе  музей Великой Отечественной войны», музей Русской гармоники А.Мирека, музей имени А.С. Пушкина, где дети получают колоссальные знания о русской истории,  воспитывается любовь к Родине.

Интересно прошли индивидуально- семейные проекты «Составление генеалогического древа»,  «Военное прошлое нашей семьи», дети совместно с родителями составляли альбомы – истории военного поколения своей семьи, создавали плакаты «60 лет Великой победы»

Поэтому неудивительно, что многие  родители выбирают наш детский сад и не только потому, что мы опираемся на русскую культуру. Мы уважаем  культуру другого народа, так как наш детский сад можно назвать многонациональным, где у каждого ребенка воспитываются  общечеловеческие, духовно-нравственные ценности – добро, чуткость, милосердие, человечность, справедливость, совестливость, достоинство, гражданственность, уважение  к людям разных национальностей.

В 2004 году в детском саду открылась городская экспериментальная площадка  «Педагогическая поддержка развития детской деятельности». Научный руководитель Ирина Александровна Качанова - кандидат педагогических наук, зав. лаборатории по игре, старший научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

 Ведущими направлениями достижения результатов эксперимента являются решения следующих задач:

  • Народные игры в интегрированной системе занятий.
  • Формирование творческой индивидуальности, которая уважает национальное и развита на уровне современности и соответствует дальнейшим требованиям жизни и школы.
  • Актуализация национальных обычаев духовно-нравственного, интеллектуального, гуманно-демократического, трудового, оздоровительного и культурно-исторического характера в народно-бытовых традициях, праздниках, обрядах, песнях, семейных реликвиях, народном календаре.
  • Ознакомление с историей народа как источником духовности и мудрости, воспитание гордости, национального самосознания, осознанного патриотизма, что он является гражданином России.
  • Введение в повседневный быт разных видов искусства родного народа, использование фольклора,  национальных мотивов в современном интерьере, одежде.

Время показало, что для решения всех вышеперечисленных задач важно профессиональное поведение педагогов.  Каждому члену коллектива необходимо помнить и знать «откуда он родом, чего хочет в жизни, зачем живет на  земле?  И только тогда, когда мы поставим перед собой эти вопросы и попытаемся на них ответить, тогда мы имеем право осторожно и бережно приступить к нравственному воспитанию детей, из уст в уста, из рук в руки, от сердца, к сердцу передавая им глубинный смысл духовных ценностей народа вместе с приемами и навыками первоначального нехитрого рукоделия, песенного, танцевального, сказительного мастерства» (М.Ю. Новицкая).

В нашем  детском саду работают педагоги- профессионалы, замечательный художник  -прикладник, первый победитель конкурса «Учитель года -97» Москвы в номинации «дошкольный работник», награжденная нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» Александра Петровна  Аверьянова, которая вкладывает всю душу в ознакомление с прикладным искусством, она создала программу «Родничок», основанную на  духовно- нравственном развитии через ознакомление с народно-прикладным искусством.

Изданы книги А.П. Аверьяновой « Изобразительная деятельность в детском саду», издательство Мозаика-Синтез 2004г, «Мастерилка» Батик, 1998г, в журнале «Обруч» № 1 – 1999г. статья «Праздничный батик», рисунки наших детей опубликованы в  книге  «Детский фольклор» в Библиотеке русского фольклора издательство «Русская книга» 2002 год.

Наши дети стали лауреатами следующих  выставок: «Моя Москва», «Дети против терроризма», «Вспомним всех поименно», «Поклонимся великим тем годам», в них ярко отражена работа по патриотическому воспитанию  А.П.Аверьяновой и всего коллектива.

Народно - бытовые традиции, праздники, обряды, песни, народный календарь  доносят до каждого ребенка, родителя,  талантливые педагоги, отличник народного образования, «Почетный работник общего образования РФ», «Почетный работник образования г. Москвы»  Людмила Александровна Букреева совместно с концертмейстером, аспирантом Московского Университета Культуры  Ильей Владимировичем Сафрошиным.  И.В. Сафрошин неоднократно принимал участие в различных конференциях, его  статьи «Народный театр как метод воспитания дошкольников», «Опыт взаимодействия народной культуры» издавались в сборниках научных статей конференций  « Нравственно- эстетическое воспитание дошкольников и младших школьников»  г. Псков, «Сотрудничество приграничных областей Белоруссии и России в области науки, культуры и образования» г. Могилев.

Людмила Александровна Букреева  является автором программы «Фольклор – детям», руководителем детского фольклорного ансамбля «Колосок»  лауреата конкурса «Южные звездочки», ансамбля педагогов «Рябинушка», который готовится к фестивалю искусств Южного округа, посвященного 100-летию профсоюза.

Самостоятельной исследовательской деятельностью увлечена педагог дополнительного образования Вера Георгиева Бирич, ее статья  «Изучаем культуру русских деревень» была напечатана в журнале «Народное образование» №3 2001года. Обработка и использование материалов фольклорно-этнографических экспедиций пополняет  наш мини-музей «Горенку».

Рукопись В.Г. Бирич «Традиции гуманной педагогики в Российском образовании. История и современность» стала лауреатом конкурса на лучшую учебно- методическую работу, проведенного в МГПУ в честь празднования 200-летнего юбилея со дня рождения  А.С.Пушкина, издательство «Жизнь и мысль», 2000г. С.И. Владимиров, психолог высшей квалификационной категории, разработал психологизированную стратегию формирования  детской игры, ступени, развития которой обеспечивает духовно-нравственное воспитание, ориентируется на психологию народа, которая вырабатывалась веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность ребенка.

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с русским народным творчеством  педагогов высшей квалификационной категории Поповой Л.Н., Мулько Л.В., Аверьяновой А.П. был представлен в сборнике «Из опыта работы по изобразительной деятельности дошкольных образовательных учреждений Южного округа г. Москвы» 2005год.

Свой вклад в духовно- нравственное воспитание вносит и наш замечательный музыкальный руководитель, почетный работник общего образования РФ Л.Н. Калмыкова, знакомство с классическими произведениями русской музыки, организация «живых» концертов мастеров искусств, организация  детского народного театра и конкурса «Золотая маска»  дают потрясающие результаты развития способностей детей нашего детского сада.

За 15 лет работы накопился  опыт по народным играм, знакомству с  русской музыкальной классикой, народно- прикладным искусством, проживания народного календаря, музейной педагогики. Весь этот богатейший материал представлен в методическом кабинете детского сада, в ОМЦ Южного округа старшим воспитателем,  Почетным работником образования Наталией Леонидовной Авериной, которая за свою работу награждена Почетной грамотой Министерства образования.
Все педагоги детского сада  убеждены в жизненной необходимости для ребенка встречи с народными нравственными нормами и идеалами, представленные системно и в прекрасных  художественной форме.

Такая культура пестования каждого ребенка, которая сложилась в детском саду, дает и «внутренний плод в  его душе». «Как солнце греет землю, так ценности родной культуры животворят душу народа, дают прочную основу для духовного развития каждому его сыну, каждой дочери».