Любая деятельность человека становится более эффективной с использованием соответствующих инструментов. Если, например, нужно сделать отверстие в стене, можно пытаться ковырять ее шилом, пробивать зубилом или кувалдой. Но гораздо рациональнее будет воспользоваться дрелью, и желательно электрической. А уж если дрель будет хорошего качества, то работа превратится в удовольствие. Понимающий человек выберет именно такую дрель еще и за ее многофункциональность: возможность использования дрели как бетономешалки, шлифмашинки, шуруповерта и пр.
Если говорить о воспитании и развитии ребенка, то универсальными инструментами в руках педагогов и родителей в первую очередь являются игра и игрушка.
В настоящее время магазины игрушек переполнены товарами самого разного качества. Как не потеряться в огромном количестве предложений? И что же такое качественная игрушка?
Качество игрушки в первую очередь определяется качеством материала, из которого она изготавливается. Речь идет о недопустимости причинения вреда здоровью ребенка.
Выбирая игрушку, взрослый должен понимать, зачем он ее покупает. Одним из основных свойств любого игрового средства является направленность, т.е. нацеленность на интенсивное и, что очень важно, комфортное развитие определенных способностей ребенка. Например, обыкновенная юла (фото), с одной стороны, - увлекательная игра для маленького ребенка, а с другой - превосходное средство для развития мышц его руки, что является необходимым условием для овладения им в будущем таким базовым учебным навыком как письмо.
У ребенка дольше сохраниться к игрушке интерес, если она будет многофункциональна, т.е. обладать широким спектром возможностей ее использования. Например, игрушка «Яйца и ложки» (фото) может быть рекомендована для развития мелкой моторики рук (раскрывание и закрывание яиц, вкладывание желтка в скорлупки); для обучения соотнесению по цвету; для развития балансировочных реакций (когда яйцо в ложке нужно перенести, не уронив); для проведения эстафет и соревнований между детьми.
Кроме перечисленного, ложки можно использовать и как орудие для бросания, а половинки скорлупок для ловли игрушечных яиц.
На занятиях с детьми любого возраста очень эффектен всегда оказывается так называемый «сюрпризный момент». Здесь можно использовать подмену содержимого скорлупы (яйцо разбивается, но вместе желтка из скорлупы появляется, например, маленький игрушечный цыпленок).
Можно предложить и такой вариант игры. Дети достают из «волшебного мешочка» по одной половинке скорлупки. Игроки, у которых половинки скорлупок оказались одинакового цвета, объединяются в пары и получают одно задание, например, сказать друг другу что-нибудь приятное.
Ну и наконец, яйца с ложками можно использовать и по прямому назначению в сюжетной игре «Кухня»: бить игрушечным ножом в середину скорлупы и «выливать» содержимое яйца в сковороду для последующего приготовления, а ложками есть суп.
Кроме того, очень важно, чтобы игровое средство было вариативным, т.е. позволяло создавать разнообразные игровые задания. Например, в игру «Веселые лица», включающую более 250 разноцветных деталей и две заготовки для лиц (фото), можно играть с двухлетнего возраста, постепенно усложняя задания и добавляя новые так, что игра становится интересной даже взрослым. Сначала ребенок двухлетнего возраста вместе со взрослым может создавать различные лица, добавлять какие-либо детали, менять их, разбирать и снова фантазировать.
Можно сделать одно лицо: Добавить бабочку: Изменить прическу и бабочку:
Сделать другое лицо:
Цветные детали могут иметь разные функциональные назначения, например: сердечко может быть губами, серьгами, носом, заколкой, глазами, бабочкой (из 2 сердец).
Можно предложить ребенку игру «Чего не может быть?», например: сделать на лице 3 носа или 3 рта. В эту игру с удовольствием играют дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Еще может быть такой вариант: игра «Что изменилось?» на развитие памяти и внимания. Взрослый показывает ребенку лицо, потом добавляет или убирает деталь. Ребенок находит, что изменилось.
Эта игра доступна ребенку трехлетнего возраста. Но усложнив ее, т.е. используя большое количество мелких деталей, эта игра будет интересна даже взрослому.
Можно провести и совместную работу. Дети садятся в круг и каждый, добавляя деталь, передает планшет по кругу. Потом для получившегося персонажа можно придумать имя, профессию и характер. Этот вариант игры подойдет для детей старшего дошкольного возраста.
Интересен будет и вариант игры «Угадай настроение». Взрослый собирает на планшете какое-либо лицо (грустное, веселое, злое, доброе и т.д.), затем спрашивает у ребенка, когда у человека может быть такое выражение лица? Что нужно сделать, чтобы изменить выражение лица на планшете и настроение человека в жизни? Для детей старшего дошкольного возраста.
Или можно поиграть в игру «Отгадай и собери». У ребенка чистый планшет. Взрослый описывает какую-либо часть лица, а ребенок отгадывает ее по описанию. Например: «Это нужно человеку, чтобы лучше слышать». Ребенок отгадывая, собирает лицо полностью. Так ребенок учится у взрослого описывать части лица и головы. Потом взрослый и ребенок могут поменяться местами. Эта игра для детей младшего дошкольного возраста, она является подготовкой для следующей игры, в которую может играть группа детей.
Один игрок выходит за дверь, остальные дети распределяют между собой части лица. Потом ребенок возвращается, а дети по очереди описывают назначение или внешний вид, выбранной ими части лица. Если игрок отгадывает, то получает эту часть, если не отгадывает, то ему помогают наводящими вопросами. Отгадав все части, игрок собирает лицо полностью. Игра направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Кроме прочего, интересен и такой вариант игры: «Собери лицо с закрытыми глазами». Ребенку дают чистый планшет. Он закрывает глаза или ему их завязывают. Далее ему дают в руки какую-нибудь часть лица, называя ее. Например: «Это рот».
Ребенок с закрытыми глазами пытается определить место рта на лице. Так собираются все части лица полностью. Эта игра развивает осязательное восприятие, учит ориентироваться в пространстве и поднимает настроение. Для детей старшего дошкольного возраста.
Следующий вариант игры - «Собери существо с другой планеты». Ребенок, подключая воображение, собирает существо, которого не существует на земле. Взрослый спрашивает: «С какой планеты это существо? Как его зовут? Зачем он прилетел? Чем он занимается? Какой у него характер?»
Эта игра так же развивает воображение, речь, мелкую моторику. Для детей старшего дошкольного возраста.
Еще вариант: «Покажи, какое настроение у тебя?» Даем ребенку планшет и набор с различными частями. Взрослый просит ребенка: «Собери человека, у которого такое же настроение, как у тебя сейчас». Если у ребенка грустное настроение, то его можно спросить: «А что надо сделать, чтобы его изменить?» Для детей старшего дошкольного возраста.
С этим набором дети могут играть, как со взрослыми, так и самостоятельно. Она будет интересна всем. Можно собирать лица совместно и по очереди, наперегонки и устраивать конкурс на самый смешной коллаж. А чтобы приятные моменты от игры остались на память, можно сделать фотографии получившихся коллажей.
Хорошая игрушка позволяет создавать цепочку заданий с возрастающей сложностью. Примером может служить деревянный конструктор, который можно использовать как для игры с самыми маленькими детьми, так и с детьми более старшего возраста, добавляя детали, усложняя конструкцию постройки и расширяя сюжетную линию игры. Кроме того, развивается и сама техника построения конструкции у ребенка: сначала малыш учится строить башенку из кубиков с помощью рук взрослого; дальше процесс конструирования происходит синхронно: взрослый ставит одну деталь на своей постройке, ребенок, подражая, - на своей и так далее; затем ребенок выстраивает свою конструкцию, ориентируясь на готовый образец постройки взрослого; научившись конструировать – строит самостоятельно; ребенку в более старшем возрасте можно предложить сделать постройки по схемам («строительным чертежам»).
Еще одна ценность хорошей игрушки – возможность развивать несколько способностей ребенка одновременно. Например, игра «Ловим букашек» развивает у детей зрительно-моторную координацию, умение соблюдать правила, мобилизовывать свои усилия для достижения цели, контролировать двигательную активность; формирует навыки игрового партнерства.
Развивающий потенциал игрушки повышается, если она стимулирует творческуюактивность ребенка. Например, игра «Угадай, чей нос» применима в разных вариантах. Можно просто попросить ребенка подобрать каждому животному соответствующий нос, можно использовать технологию «Волшебного мешочка» (искать наощупь), можно перепутать носы и животных, чтобы получились несуществующие в природе звери, которым дети придумывают названия, например: к слону прикрепляем нос цыпленка – получается «слоноцыптавр», к корове – нос бегемота, получается «коромот». А вот какой вариант предложил, поиграв в эту игру, мальчик 6 лет Толя Смирнов. Он назвал его «Давай спорить». Правила такие: к животному прикрепляется несоответствующий ему нос (например, к поросенку – нос крокодила). Первый игрок доказывает, что это поросенок (он розовый, у него хвост-закорючка), а другой доказывает, что это крокодил (у него зеленый длинный нос, он злой и т.п.).
Кроме всего вышеперечисленного, очень важным является возможность с помощью игрушки организовывать коллективную игру (особенно для специалистов, работающих с детьми).
Игрушки, выбранные обдуманно, принесут много пользы, прослужат долго, и доставят много радостных впечатлений и детям, и взрослым!