Игры и игровые упражнения как эффективное средство развития и коррекции внимания и других познавательных процессов.
1. «Кто внимательный?»
Как можно скорее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например О или Е. Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок-пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность.
Вариант задания на тренировку умения переключать внимание: «Зачёркивай одну букву вертикальной чертой, а другую-горизонтальной.»
Усложнённый вариант: «Букву Е подчёркивай, букву М вычёркивай, а букву К обводи в кружок. Пример. Говорила мышка мышке : « Не хочу читать я книжки».
2. «Сколько чего?»
-Осмотри комнату и назови как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на звук [к] или [т] или [с]. Можно назвать не только целые предметы, но и их детали.
Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем-квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом-металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету предметов: чёрные, серые, зелёные и т. п.
3. «Вспомни и повтори»
-Внимательно посмотри и запомни, что написано.( 1-2минуты)
Цветы- роза, тюльпан, ландыш, георгин...
Животные- тигр, олень, лев, кошка...
Фрукты- слива, лимон, банан, яблоко...
Закрыть запись.- Ответь на вопросы. Какие слова во всех группах начинались с буквы Л? Название какого животного было вторым? Какие слова заканчивались на букву Н?
4. «Склеенные слова и предложения» (для хорошо читающих детей)
-Отдели слова друг от друга вертикальной чертой
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА
-Отдели склеенные предложения
БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЁКИВЫПАЛОМНОГОСНЕГАДЕТИСЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУИЗСНЕГА
5. «Найди эталон»
В качестве эталона предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово. Затем даётся набор из 10-15 карточек, на которых написаны как это слово эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну-две буквы. Например, в качестве эталона выбрано слово «фломенидия». На карточках встречаются слова: фламанидия, фломенадия, флонемидия и т.п. Задача ребёнка- быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.
6. «Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог-«перестрелка».
- Ну, начали! Повторите-«стол».
-Повторите- «окошко».
-скажите- «улица». Быстро-«кошка».
7. «Построй в темноте»
(игра может быть семейной)
На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. У кого получится столбик выше-тот и победитель.
8. «Кто быстрее соберёт»
Разложить 5 предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, в каком укажет ведущий. Собравший правильнее и быстрее-победитель.
9. «Всех скороговорок не переговориь, не перевыскороговорить»
Соревнование на звание чемпиона семьи. Скороговорки записать на отдельных листочках. Участники «тянут билет», читают скороговорку, запоминают и повторяют вслух. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза.
На дворе-трава, на траве-дрова.
Архип осип, Осип охрип.
Везёт сенька Саньку с Сонькой на санках.
Наш Полкан попал в капкан.
Мокрая погода размокропогодилась.
Ткач ткёт ткани на платок Тане.
Бобр добр до бобрят. И т. д.
10. «Полсловечка за тобой» (с мячом)
Паро-....(договаривает ребёнок, возвращая мяч) воз
Теле-......фон и т. п.
11. «Выполни уговор строго» (движения друг другу)
12. Выкладывание палочек
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек .
а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку ;
б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);
в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);
г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
Эти и другие игры Вы сможете найти в книгах:
«Занимательное азбуковедение»/ Сост. В. Волина
Минскин Е.М. «От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников»
Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. «От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций».