Адрес:
Телефоны:
Электронная почта:
Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 8
Телефон: +7 (495) 675-27-99
 
         

«Как приобщить ребёнка к чтению»

«...можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда.»
В. А. Сухомлинский

Для будущих маленьких читателей

Все дети любят слушать чтение взрослого: родителей, бабушки, дедушки. К сожалению, мы часто отмахиваемся от них – некогда. И напрасно. Ведь любовь к чтению начинается не со знания букв, а с интереса к написанному и потребности узнать что-то.

Вы замечали, что маленький ребёнок подчас любит слушать одну и ту же сказку, уже знает её наизусть, а всё просит и просит ещё раз почитать. За этим может стоять радость узнавания, к тому же добавляется и фактор общения с любимым человеком.

Кроме того, неоднократное чтение одной и той же сказки создаёт предпосылки к тому, что у ребёнка появляется желание самому её пересказать. Предложите ребёнкузакончить предложение или строчку в стихотворении. Малыши, как правило, охотно откликаются - для них это забавная игра. Известный детский писатель Джанни Родари предлагал использовать хорошо знакомые ребёнку тексты для развития у него наблюдательности и фантазии. Попробуйте перепутать, назвать героя по-другому (напримерЮ Синяя Шапочка); изменить сюжет( «Позвала Красную Шапочку мама и попросила отнести пирожки дедушке) и понаблюдайте за реакцией ребёнка.

Для тех, кто учится читать

Постепенно чтение знакомых рассказов пробуждает интерес к буквам, к печатному слову.
Покажите ребёнку, где написано ключевое слово («Буратино», «Маша» и т.д.), когда вы читаете, а в какой-то момент не читайте это слово, а укажите его на странице, пусть малыш «прочтёт» (узнает) его сам. Похвалите его за это. Малышу постепенно становится интересно не только слушать, но и смотреть на текст.

Большая ошибка некоторых родителей заключается в том, что как только ребёнок начинает читать сам, они перестают ему читать вслух. Вы заблуждаетесь, уважаемые взрослые, думая, что тем самым помогаете ребёнку быстрее научиться читать. На самом деле для ребёнка 6-7 лет (не говоря о более раннем возрасте) самостоятельное чтение представляет собой огромный труд, в котором задействованы многие психические процессы: память, внимание, мышление, требующие согласованной работы многих участков мозга.Ребёнок легко устаёт, а со стороны кажется, что ему не нравится читать.

Да и скорость чтения ещё не соответствует их потребности в информации. Книга завораживает, интригует, и поскорее хочется узнать: что же дальше…А собственное чтение пока ещё весьма непловоротливо.

Чтобы заинтересовать ребёнка в самостоятельном чтении, можно сделать так. Договоритесь с ребёнком о том, что небольшой кусочек читает он сам, а всё остальное- взрослый. Сначала этим «кусочком» может быть всего одно предложение или даже несколько слов. Постепенно текст для самостоятельного чтения увеличивайте.

Другой вариант- поочерёдное чтение ребёнка и взрослого.

Тише едешь- дальше будешь

Большая ошибка родителей- торопливость в обучении ребёнка основам чтения. Понимаю, что это диктуется многими причинами, одна из которых – некоторые школы сейчас принимают детей, умеющих хорошо и бегло читать. Это побуждает родителей необоснованно рано переводить ребёнка от послогового чтения к чтению целыми словами. В результате у него формируется угадывающий тип чтения, для которого характерно искажение окончаний слов («Меня зовут Лена» вместо «Меня зовёт Лена»); сокращение слов («налила» вместо «напилила»); имскажение структуры слова, когда ребёнок читает сначала последующий слог или начало следующего слова . Понятно, что всё это приводит к искажению прочитанного и последующим трудностям с пересказом.

Не стоит торопить ребёнка при переходе к чтению словами, лучше научите его правильному беглому чтению по слогам, с правильной артикуляцией.
Если вы видите, что ребёнок торопится угадать следующий слог, попросите его читать медленнее, сами задайте темп. Полезно также закрывать последующий слог с тем, чтобы ребёнок читал только ту часть слова, которая видна. Такой приём не даёт закрепиться угадывающему чтению.

Несколько практических советов заботливым родителям тех, кто уже научился складывать буквы и слоги

1) .Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Лучше домашнюю тренировку проводить порциями по 5-7 мин. Несколько раз за вечер.

2). Жужжащее чтение. Чтение вслух, вполголоса.

3). Чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

4). Режим щадящего чтения: чтение по очереди ребёнком и родителем.

5). Совместное чтение ребёнка и родителя. Родитель задаёт темп чтения, ребёнок старается не отстать. Скорость должна увеличиваться постепенно.

6).Чтение в темпе скороговорки. Упражнение для развития артикуляционного аппарата.

7).Самозамер скорости чтения. В течение 1 мин. Ребёнок читает текст, затем пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в «Дневник достижений».

8) Понимание прочитанного можно воплощать в детских рисунках, в лепке, в разыгрывании сценок. Интересной работой является чтение по ролям, когда ученикам необходимо подчеркивать характер своего персонажа. Полезны вопросы на опережение, на предугадывание событий в тексте. Сначала дети предсказывают, о чем будет данное произведение или как поведет себя определенный персонаж, а уже затем приступают к чтению.

9) Учите детей пересказывать прочитанное : это не только развивает память юного читателя, но и способствует осмыслению прочитанного. Так вы работаете над осмысленностью чтения. Хорошим подспорьем для пересказа для ребёнка будет картинный план. Причём, рисунок может быть совершенно примитивным, схематичным.

Особое внимание следует уделить незнакомым словам, уточнив их значение. Ребенок должен использовать эти слова в пересказе.

Не менее эффективным может быть совместный пересказ, когда ребенок пересказывает более простую часть текста, а взрослый то, что плохо запоминается. Постепенно взрослый сокращает объем своего пересказа, итог – самостоятельный пересказ ребенка.
Хорошим упражнением является и пересказ по данному началу или концу, когда ребенку предлагается продолжить или пересказать до данного конца текста.
Чтобы умение сформировалось, требуется время и систематическая работа. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться

Систематичность чтения. Ни один из описанных приёмов не даст результата, если применять его лишь время от времени.

И, наконец, уважаемые взрослые, помните: любовь к чтению начинается с любви и доброжелательности в семье, а совместное чтение – это радость и средство общения. От нас, взрослых, зависит, научится ли наш ребёнок хорошо читать, полюбит ли книгу.

Ну а пока наши малыши только овладевают сложным навыком чтения, а любые сложности лучше преодолеваются в игре, предлагаю вам и вашим детям несколько игр по развитию основ чтения и обогащению словарного запаса.

 

 

 

Успехов!