Важно, чтобы к школе ребёнок был умственно развит. Современные дети просто купаются в потоке информации, как губка впитывая новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается их мышление. Тут нет прямой зависимости.
Конечно же, определённый кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходим 6-летнему ребёнку как фундамент того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Но существующие программы, их усвоение потребуют от ребёнка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Готов ли наш 6-летка к этому?... Однако главное – это то, как ребёнок ориентируется в окружающем и как он осмысливает полученные им сведения.
К 6-7 дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название нашей страны. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, кем они работают и понимают, что их бабушка чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют диких и домашних животных, т. е. они ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения и связи. И здесь тоже требуется специальное обучение.
Бывает, что сведений об окружающем мире у ребёнка предостаточно, но они разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Такие знания могут употреблены невпопад, а могут и не всплыть из памяти при необычной постановке вопроса. Они быстро забываются детьми. Поэтому обсуждайте с ребёнком просмотренный фильм, задавайте вопросы по прочитанной сказке, рассказу, чтобы убедиться в том, что ребёнок понял произведение, как он понял определённое явление природы, поступки людей, сказочных персонажей. Часто ребёнок понимает смысл какого-то события по-своему. Найденное им собственное объяснение может закрепиться и остаться надолго единственно верным. Осмысление старшими дошкольниками окружающего должно быть по-настоящему правильным.
Все родители обязательно задают себе вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Как он должен считать? Какими знаниями должен обладать, чтобы первый школьный год прошел легко, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием?
Ответы на них неоднозначны. Одни родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы 1 класса. Вот этого как раз и не следует делать. А у многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в 1 класс, умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачки, то в школе ему будет скучно, неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе.
Некоторым родителям кажется, что в работе с детьми, стоящими на пороге школьной жизни, следует как можно больше времени и внимания уделять занятиям школьного типа. Однако ведущим видом деятельности для наших 6- леток пока ещё остаётся игра, несущая огромный развивающий и воспитательный потенциал. Для успешной подготовки к школе полезна не только игра «в школу», но и в самые обычные «несерьёзные» игры: «в больницу», «в магазин», «в дочки-матери».
Воспроизводя жизнь взрослых, дети осваивают систему поведения, основанную на добросовестном выполнении своих обязанностей. И, главное, это происходит легко, охотно, без принуждения. А как много игра даёт для развития воображения, умения представить себе, «что было бы, если бы…»
Наряду с игрой, почётное место в подготовке ребёнка к школе занимают рисование, лепка, конструирование, аппликация. В этих занятиях развиваются представления детей о мире, о том, «как устроены» предметы, животные, люди.
Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребенком в разные звуковые, силовые, математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности, начните обучать его чтению и счету. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от личных проблем. А вот писать письменные буквы – ни в коем случае. Не нужно форсировать этот процесс. У ребенка еще слабая рука, плохо развита мускулатура. Вы должны помочь овладеть ему. Пусть он рисует, раскрашивает, вырезает и складывает из бумаги, выкладывает мелкую мозаику, складывает фигуры из мелких деталей, помогает перебирать крупу, вышивает, вяжет – это и есть подготовка руки к письму. Конечно, перебирая мелкие предметы, ребенок не научится писать. Но разовьется его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, разовьется зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко ваш ребенок овладеет письмом в первом классе. К упражнениям, готовящим к графической деятельности, относятся так же копирование, обводка, штриховка, раскрашивание. Можно включить и рисование по точкам, на клетчатой бумаге, что в будущем поможет детям ориентироваться в тетради.