Будущего первоклассника ждёт напряжённый труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто. Ребёнку потребуется волевое усилие, способность управлять своим поведением, своим вниманием, мышлением, памятью.
К концу дошкольного возраста ребёнок способен поставить перед собой цель, принять решение, наметить план действия, реализовать его, проявить определённое усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своей работы.
Все исследователи развития воли детей отмечают, что в дошкольном возрасте успешнее достигается цель в игровой ситуации. Вот, что по этому поводу писал Я. Корчак:«Один неспособный мальчик придумал себе такую игру. Когда я решаю задачи, цифры - это солдаты. А я полководец. Ответ - крепость, которую я должен взять. Если мне приходится туго, я вновь собираю свою разбитую армию, составляю новый план битвы и веду в атаку».
Учите своих детей не бояться трудностей, стремиться разрешить их, не пасуя, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Это поможет ему самостоятельно или при незначительной помощи взрослых преодолеть трудности, которые возникнут в первом классе.
Развитие дисциплинированности, организованности также помогут 6-летнему ребёнку управлять своим поведением.
Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного поведения? Каждая семья устанавливает определенный порядок, который касается всех членов семьи, в том числе и ребенка. Это относится, прежде всего, к организации быта и режима дня. К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво. И здесь можно выделить определенные правила организованного поведения:
*) нужно вставать, есть, гулять в одно и то же время,
*) умей занять себя интересным делом;
*) чередуй подвижные игры и развлечения со сложными занятиями;
*) найди время для общих семейных дел и труда;
*) старайся не тратить много времени на режимные моменты (одевайся быстро, убирай сразу все на место, аккуратно ешь).
Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в выходные дни. Обычно в выходные дни режим жизни детей резко нарушается. Помните, что ребенок должен спать не менее 10 часов в сутки, ложиться спать не позднее 21 часа. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности ребенка. Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста.